ВСТРЕЧИ, ДИСКУССИИ, ИНТЕРВЬЮ
В кинолетописи «Святая Русь в судьбах её
подвижников» Вы планировали средствами
киноискусства показать образы таких выдающихся исторических личностей
как Илья
Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков и др. Все эти люди несомненно
внесли
ощутимый вклад в становление Российского государства. Это ли послужило
основой
вашего выбора?
Недавно я
отпраздновал
своё 60-летие и, собрав моих детей, а их у меня пятеро, я им говорил о
том, к
чему я пришёл на этом уровне моей жизни, к осознанию простой мысли: «В
истории
России, её культуры было очень много талантливых, гениальных,
духоносных и
великих людей. К тем, о ком Вы говорили,
ещё можно добавить имена Сергия Радонежского, Дмитрия Донского,
Суворова,
Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Чехова, Рахманинова, Андрея
Тарковского,
Василия Шукшина, Сергея Бондарчука. Очень много в России гениев и
великих душ,
а Родина одна у всех. И цель жизни каждого русского человека не в том,
сколько материальных
благ ты обретёшь в жизни, потому что с собой из этого мира ты ничего не
унесёшь
в мир иной. А цель жизни в том – насколько ты смог послужить людям и
стране, в
которой живёшь - России». И, конечно, выбор этих персонажей из нашей
истории
продиктован именно этой мыслью.
Нет более
русского человека, чем эфиоп по происхождению Пушкин, о котором Гоголь
говорил,
что это русский в его развитии, который ещё только явится через 200
лет. Нет
более русского человека, чем шотландец по происхождению Лермонтов,
немец по
происхождению Блок или еврей по происхождению Левитан.
Поэтому для
меня
понятие русский – это не понятие определяемое
кровью,
это понятие несколько шире, чем только русская кровь. Пойди её отыщи
сейчас
чистую кровь русскую! У меня тоже предки цыгане были... Но когда в
войну 1812
года или в Отечественную брали в плен русского, татарина, якута, еврея
или
грузина, то не говорили, что у нас пленный татарин, якут или грузин, а
говорили
- пленный русский. Для меня быть русским это, прежде всего, быть
православным. Русский
это человек любой национальности, считающий Россию Родиной, русскую
культуру –
родной, русский язык – родным, и не мечтающий о двойном гражданстве,
потому что
если идти этим путём, то придётся продавать, либо одну державу, либо
другую. На
два стула трудно сесть разом. Для меня русский человек – это человек не
мыслящий жизни вне России, отдающий все свои силы, жизнь – укреплению
её мощи.
Да. Это и
Рахманинов и Шаляпин. Но что ж, если так вышло в жизни, это же не их
вина, а их
беда. И в частности мой друг Андрей Тарковский, учитель мой, и умер
только потому,
что остался без Родины. Его убил рак лёгких, рак бронхов, а как
известно,
лёгкими ведают эмоции морального долга. Он был человеком долга. И
поэтому, оставшись
без Родины, он вскоре угас. Для меня лично, в жизни моей не было более
яркого
патриота, чем Андрей Тарковский, который лично при мне, во множестве
ситуаций,
чуть ли не каждый раз, повторял одну и туже фразу, не модную в то
время: «Как
бы трудно не было, нужно жить и работать в России». А перед отъездом в
Италию,
он говорил своей сестре Марине: «Они меня отсюда не выпихнут». Как
будто
предчувствовал, чем может окончиться эта творческая командировка. Но
что делать?
Дай им Бог сил работать на благо России, живя за границей и понимать,
что их
жизнь проходит не бесполезно.
Считаю, что - правомочно. И нужно всё поставить с головы на
ноги в этом вопросе.
Россия -
мононациональная
держава, однако русских большинство - 80% от населения страны. Поэтому,
я
считаю было бы обосновано, чтобы в руководстве державы были люди
русские, с любой
кровью, но русские - по сути, которые бы уважали свой народ. И это
должны
осознать все. Мы уже говорили о Пушкине, о Лермонтове и о Блоке. Все они русские. Я помню один эпизод из жизни
моей. Когда умерла моя мама, я приехал на кладбище, встал в очередь
чтобы
оформить документы. Очередь была долгая. И вдруг меня взяли за руку, те
кто был
сзади меня, две пожилые женщины, похоже еврейской национальности. «Вы
Бурляев?»
- Я говорю: «Да». А я часто испытываю недоумение некоторых людей, мол,
что это
Вы там затеяли кинофорум «Золотой Витязь», попытку собрать силы
русского
кинематографа?... Однако, одна из женщин мне говорит: «Спасибо
Вам за то, что Вы делаете, потому что
пока есть Россия, есть мы». Вот это отношение русских по духу людей. И
многие
из тех, кто уезжает в Израиль ощущают, что к ним там относятся как к
людям
второго сорта. И только там они понимают, что у них была Родина, и что
там они
были дома, в России.
Элита в России
есть. Но каждый из тех, кого можно отнести к элите России, как правило
одинок и
занимается собственным делом. Живёт отдельной жизнью от всех. Но придёт
время,
когда будет брошен клич и все эти разъединённые люди объединятся. Много
я думал
над тем, почему русские люди так трудно объединяются и сходятся друг с
другом? Потом
понял, видимо это генетически заложено. Каждый русский - воин, каждый
самодостаточен, и думает он и полагает, что один может всех одолеть.
Что такое
единый
народ я понял тогда, когда побывал в Сербии, в Югославии, Белграде, где
жил под
бомбами НАТО и выступал на площади, где было 100 тыс. сербов.
Вглядываясь в их
лица, я ощущал их единство. Это было единое целое, единый народ.
Никаких
партий! Никаких дроблений! Есть один Лидер, есть Отечество, которое в
опасности!
Есть чувство национального оптимизма. Национально они едины! Это было
потрясающе. Я не хотел уезжать из Белграда, который бомбили, в Россию,
где всё
разрознено, где царствуют иуды, продающие Отечество. И я понял, что в
России мы
только тогда станем единым целым, когда придёт угроза твоему очагу,
твоему родному
очагу, который нужно будет защищать. И тогда исчезнут все партии. Я
внепартийный человек, всю жизнь был таковым. (Правда, сейчас я дал
согласие
идти на выборы, не вступая в партию как Путин). Я против партий.
Партийность –
это дробление. Это значит с кем-то враждовать. Для меня есть одна
линия, один
вектор жизни – и это Бог. Вот так!
С
самоиндентификацией
– всегда трудно у русского человека, поскольку Он огромен, Он широк,
безбрежен
как океан, и поэтому Он и не занимается такой мелочью, как
самоиндентификацией.
Понимаете? И не думает Он о том, что я такое. Он есть, Он широк, Он
любящ, Он
всеобъемлющ. И поэтому я согласен с тем, что говорил Рерих: «Счастье в
том, что
русский народ не шовинист, он и все беды переживёт, ибо высоко его
небо». А
беды-то, я думаю из-за того, что потеряли Бога, ушли от Бога, ушли от
главного…
от ….самого главного вообще.
Да.
Самое
положительное. И недаром Сергий Радонежский говорил: «Любовью и
единством спасёмся».
Это благо, естественно, благо!
Будет
способствовать обязательно. Но предпосылки для розни не устранены.
Поскольку мы
ещё не возвратились на дорогу ведущую ко
Храму. Когда
народ возвратится и поймёт, что лишь на этом пути есть спасение, что
над всем
нашим народом, над всеми нами одно небо, т.е. одно солнце. Оно над
всеми. И
когда мы будем все глядеть на это солнце и понимать, что истина одна
над всеми,
и Господь. Тогда многое исправится.
Не
соответствует. Это обман. У нас нет демократии. И я думаю, что не может
быть, и
не нужна она в том западном понимании. Там все упоены демократией.
Вчера видел
Мирей Матье по телевидению. Она говорила о демократии, и что в России
её стало больше.
Да какой там больше!
Прекрасно
говорил император Николай Павлович Первый Пушкину в их общении 1826
году в
Кремле, когда он вызвал опального Пушкина в Москву. Из этого общения
все помнят
лишь фразу Пушкина о том, что и он бы был на Сенатской площади с
друзьями. Однако,
тогда они говорили о многом, и Пушкин затронул тему монархии и
попытался
критиковать и выступать за республику, за «демократию».
Царь ему ответил, что «демократия» и республика – это утопия,
это
пригодно для стран устоявшихся, а в России всё в брожении, она ещё не
устоялась.
Она огромна и только власть державная может её удержать в этом
брожении.... Что
если бы он был связан конституционной монархией, он бы не справился с
этой
гидрой, поднявшей голову на площади. И дальше он
говорил, что демократия ведёт к анархии, а дальше надо закручивать
гайки, действовать
тоталитарно, чтобы с этим управиться. Я цитирую: «Там где все правят,
там никто
не правит. Где все делают законы - там нет законов».
У
нас нет демократии..., и не будет..., и не нужна она. Надо возвращаться
к
соборности. К власти народа, избирающего действительных
представителей в Собор, тех, кому они верят.
Это
продолжение. Мы уже ответили на этот вопрос. Это действительно
манипуляция. Это
форма манипуляции сознанием людей.
Я
считаю,
что мы должны потихонечку приближаться к форме правления монархической.
История
уже показала, что нет формы более эффективной и гармоничной, чем
монархия для
России. Есть три формы: аристократия, демократия и монархия.
Аристократия у нас
истреблена. Демократию мы видим, какая она. Остаётся монархия, и к
этому надо
идти... Монарх должен опираться на волю народа, на соборность, на
собор. И
Патриарх должен играть равноценную роль в государстве вместе с
богоизбранным монархом.
Они вместе должны вести наш державный корабль.
Абсолютно
правильно говорите, но он увеличивается. И если всюду в мире идёт
угасание,
убывание веры в людях и известны данные, что уже и в Англии и в
Германии
опустели храмы, и половина их переданы или уже проданы за бесценок
(каких-то
сто двадцать тысяч долларов целый монастырь, устраивают в них
дискотеки). А в
России в четыре раза выросло количество храмов! Оно ещё не приблизилось
к
дореволюционному, ещё надо столько же построить и открыть. Но в четыре
раза
рывок! Так что процесс идёт!
Спасибо.
Я
желаю всем того, чего я желаю и себе и детям – воцерковления, и жить
чисто,
думать чисто, поступать чисто. В этом вся истина. И стремиться к
Господу. И
любить Россию и отдавать ей все силы, всю жизнь, без остатка, поскольку
это то,
что оправдывает жизнь человека в России.