ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №1(5)/2003
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ РУССКОЙ МЫСЛИ

А. Деникин

ЭТИКА ВОЙНЫ

С тех пор, как споры народов разрешаются войною, а дата эта теряется в зачаточной истории человеческих обществ... С тех пор, как война является почти перманентным явлением в жизни мира, ибо время от исхода евреев из Египта и до сего дня, в течение 3.579 лет, было лишь заревом войны... с тех пор всегда и везде, сообразно эпохам, нравам и племенным особенностям, мировая совесть пыталась утверждать известные обычаи морально обязывающие правила войны, смягчающие ее жестокую сущность. По этому пути шли гуманистические течения, в особенности движение, поднятое в начале XVII века за установление «права войны мира» Гуго Гроцием, родоначальником международного права.

Но эти теоретические нормы, по выражению Вольтера, «давая понятие о справедливости, служили только утешением для народов в тех бедствиях, которые созданы политикой и силой». Действительно, XVII и XVIII века являют собой пример исключительного господства жадного эгоизма правителей и правительств, падения политических нравов и жестоких приемов войны. «Сила и корысть издают трактаты, сила и корысть нарушают их»...

Не много перемен внесли и последующие два века. В 1864 году состоялась Женевская конвенция кстати сказать, в год начала Великой войны исполнится ее полувековой юбилей, внесшая известные ограничения в отношении воюющих сторон и начала туманности в приемы войны. Акт лицемерия правительств, ибо правила ее плохо соблюдались во время войн последовавшего полстолетия и были попраны совершенно в мировой войне. Договоры о нейтралитете Бельгии и Люксембурга «вы объявляете нам войну из-за клочка бумаги»... Причудливо изрезанная по живому телу ее народностей карта Малой Азии в качестве компенсаций победителям... Подводная война, топящая мирные корабли с женщинами и детьми... Бороздящие тело осколки разрывных пуль... Отравление тела удушливыми газами и души ядовитою пропагандою...

Страны-буферы против вторжения вооруженной силы и вредных идей то выручаемые, то предаваемые на поток... Торговля «хоть каннибалами»... Готтентотская мораль держав по отношению к плененной России...

То ли еще готовится в тайниках кабинетов, мастерских и лабораторий ко дню грядущего международного столкновения для истребления человечества!..

В свете этой жестокой действительности так неожиданно было натолкнуться, случайно, на позабытые строки русского военного мыслителя М.И. Драгомирова, написанные им в 1902 году...

Во время австро-прусской войны 1866 года Драгомиров состоял военным агентом при прусской главной квартире. Передавшийся на сторону пруссаков венгерский генерал Клапка составил для Бис­марка обстоятельные и весьма резкие аттестации австрийских ко­мандующих генералов. Аттестации были напечатаны и опубликова­ны немцами; один экземпляр был предоставлен Драгомирову. И вот, вспоминая этот эпизод, М.И. сетовал на «бесцеремонность Бисмар­ка в выборе средств для достижения цели»... «На публичных чтени­ях в Академии я цитировал эти аттестации и одобрения за сие не получил. Тем менее, конечно, мог я предавать их тогда бумажной гласности»... Бисмарк, по словам М.И., «не остановился бы даже перед тем, чтобы взбунтовать подданных против их законного госу­даря, если бы это понадобилось по ходу войны»...

Так рисовался Михаилу Ивановичу предел «бесцеремонности». Какой анахронизм для наших дней! Не превзойдены ли всякие пре­делы новейшими Бисмарками, безразлично в военном мундире, в рубахе гитлеровца и в пиджаке социал-демократа. Да и не одними немцами, конечно... В этом деле с ними соперничают не без успеха многие другие. Под тихий рокот речей о пан-европейском союзе куются страшные орудия истребления. Право ничто перед силой. Встает уже прямо вопрос: «Все ли дозволено в интересах нации?»

Политика обходит этот вопрос многоговорящим молчанием. Со­весть говорит «нет!» А жизнь отвечает «да!»  И если мировая совесть не заговорит громче и решительнее, то мир увидит закат своей культуры.

Деникин А. Этика войны /Русский Инвалид. - 1931. - № 17.



В оглавление ТРМ №1(5)/2003