ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №3/2002

СЛОВО РЕДАКТОРА

                                                              

Aлександр Аркадьевич БОНДАРЕВ 
главный редактор журнала
«Трибуна русской мысли»

Государство
и государственность

Изменения, происшедшие за последнее десятилетие в России и в мире, поистине беспрецедентны. К сожалению, не многие видят суть этих изменений, состоящую в том, что мир от открытой «холодной войны» вступил в эпоху скрытого идеологического противоборства. Все внешние проявления экономических, политических и военных противостояний суть лишь производные этой борьбы. «Российская идея», «национальный путь развития» - эти слова все чаще звучат сейчас на страницах печати и других СМИ.

Этот номер журнала посвящен теме «Государство и государственность». Проблемы будущего российской государственности волнуют умы всех россиян. И в тоже время, многочисленные социологические опросы, да и сама действительность, подтверждает печальный факт само- и не самоустранения россиян от участия в выборе пути развития российской государственности.

«Сама жизнь показывает, что состояние настоящего современного общества нельзя назвать устойчивым, ни в нравственном, ни в мировоззренческом смысле. Русское общество за последние полтора десятка лет: времени перестройки, реформ, шоковой терапии, нашествия всевозможных псевдорелигиозных сект Запада и Востока, культурной экспансии западной геомасскультуры, перенесло сильнейший духовный стресс, ставший последствием поражения советской цивилизации в холодной войне» - пишет в своей статье этого номера М.Б. Смолин.

«Сегодня к этому добавилась деградация социального государства, капитулировавшего перед натиском экономической среды и свернувшего свои социальные программы. Несомненно ухудшилось и качество духовной (культурной) среды, что связано с засильем вульгарной массовой культуры, коммерциализацией искусства и средств массовой информации, тяжелым искажением и упрощением общего образа мира. Все это, несомненно, отражается на перспективах постиндустриального общества, если понимать под ним не постчеловеческий мир техники, готовящий человеку удел отстраненного от решений жвачного животного, а среду, в которой только и может раскрыться призвание человека, как творческого и нравственного существа - образа и подобия Божьего» – пишет А.С.Панарин в статье «Антиномии русской власти и христианская духовность».

Несомненно, одна из основных проблем современной российской государственности, заключается в духовной разориентированности русских людей. Страна после падения коммунизма попала в некий духовно-идеологический вакуум. И люди в своих духовных поисках не всегда находят выход из создавшегося тупика. Реклама западного, чуждого традициям русского народа, образа жизни, вестернизация культуры, слепое копирование и перенос западных принципов управления экономикой и регулирования внутриполитических вопросов отнюдь не способствуют выходу из этого тупика.

«Несмотря на то, что Европа - это укорененная традиция в нашем сознании, вестернизация – это не наш путь» – пишет в своей статье Н.Я.Лактионова. Обратимся к Пушкину: "Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою... история ее требует другой мысли, другой формулы". И о том же - у Чаадаева: «Мы не Запад ... Россия... не имеет привязанностей, страстей, идей и интересов Европы... И не говорите, что мы молоды, что мы отстали... У нас другое начало цивилизации... нам незачем бежать за другими».

Однако, мысли современных россиян продолжают массированно нашпиговываться средствами массовой информации псевдопроблемами и псевдоидеалами. Это порождает псевдопатриатические настроения молодежи, которая во всех проблемах современного общества пытается винить «сионизм», «масонство» и «глобализацию». Гипертрофированное муссирование этих тем заслоняет истинные причины проблем современного общества, порождая духовную анархию и невозможность конструктивного участия в государственном строительстве, усугубляя тем самым духовную разобщенность общества, и отвлекая от единственно правильного направления – поиска путей укрепления национальной «идентичности».

К сожалению, пишет академик А.Л.Андреев в своей статье «Российское государство в неустойчивом мире», решающим фактором, определяющим сегодня отношение "среднего россиянина" к перспективе нового сближения с Западом, является не мотив присоединения к "цивилизованному миру", которым руководствовалась либеральная интеллигенция на рубеже 80-х и 90-х годов, и не надежда на привлечение иностранных инвестиций (что характерно для так называемого либерал-патриотизма наших дней), а соображения безопасности. При этом следует особо учитывать, что сегодня население страны чувствует себя значительно менее защищенными, чем 5-6 лет назад. В частности, число респондентов, считающих, что России реально грозит агрессия из-за рубежа, увеличилось по сравнению с 1995 г. с 18 до почти 40 процентов.

И опять и опять, мы пытаемся во всех наших проблемах найти внешние причины, «выковыривая тем самым из глаза соринку, и не обращая внимания на торчащее в нем бревно».

Мы уже писали, и еще и еще раз хотелось бы обратить внимание на то, что любая государственность достигает расцвета только в том случае, если ее идеологические основы совпадают с духовными потребностями граждан. Отличительной особенностью русского народа является его духовность. Именно поэтому, попытка привить русскому народу протестанско-прагматические принципы жизнеустройства порождает нездоровую реакцию, а по сути, приводит к их отторжению. Однако, эти попытки идут волна за волной, и каждый раз под теми или иными лозунгами демо-либеральных реформ, направленных на улучшение уровня жизни народа. Только этот уровень у большинства людей почему-то не повышается. Производство не развивается, наука хиреет, армия держится исключительно на энтузиазме. Русские люди устали. В обществе растет внутриполитическая абстиненция.

Можно ли изменить ситуацию? Несомненно.

Наш соотечественник Лев Александрович Тихомиров (1852—1923), и об этом в статье этого номера пишет В.Н.Тростников, поставил вопрос, не приходивший в голову ни Аристотелю, ни его последователям: а как вообще может существовать государственная власть, почему люди ей подчиняются? Раньше это казалось само собой понятным: на то и власть, чтобы ей подчиняться, но Тихомиров стал рассуждать дальше и пришел к выводу, что должны иметься какие-то психологические причины подчинения, и их необходимо осмыслить. Ключом к осмыслению он считал особое чувство, присущее человеку, которое можно назвать желанием иметь над собой кого-то высшего, чем он сам, и подчиняться ему. Сославшись на К.П. Победоносцева, назвавшего это чувство “силой нравственного тяготения”, Тихомиров продолжает:

“Это очень глубоко подмеченная черта нашей психологии, черта, которую можно назвать женственною, но которая обща всему роду человеческому. Она вовсе не есть выражение слабости, по крайней мере по существу, но выражает поэтическое созерцание идеала, искомого нами и чарующего нас в частных воплощениях своих, вызывающего наше преклонение и подчинение, ибо идеалом нельзя владеть, а ему можно только подчиняться, как высшему для нас началу. Эта черта, особенно яркая у женщин, выражает однако целую серию общечеловеческих добродетелей: смирения, скромности, искренней радости при отыскании идеального, без зависти к тому, что оно выше нас, а с одной чистой готовностью поставить это высшее в образец себе и руководство. Подобно тому, как стремление к независимости может порождаться не только могучей силой, но также грубой необузданностью натуры, демоническим тщеславием, так и стремление к подчинению не всегда является результатом слабости, но и лучших, тончайших свойств природы нашей”.

Н.А.Бердяев, указывал на другую черту русского характера, и обусловленное ей выражение российской государственности: "Анархизм - явление русского духа... Все подлинно русские, национальные наши писатели, мыслители, публицисты, - все были безгосударственниками, своеобразными анархистами...".

Если сопоставить два приведенных высказывания русских мыслителей, то казалось бы, одно противоречат другому. Но в чем-то они и согласуются. Да, действительно, безоговорочно согласиться с Н.А.Бердяевым нельзя… Но то, что мы наблюдаем в российском обществе на протяжении последних двух столетий, показывает, что анархические проявления русской души наблюдаются в ситуациях, когда она не помещена в должную духовную «оправу».

России нужна своя, не похожая ни на одну страну мира идеология. Только такая идеология может стать должной «оправой» русской души, только при этом русский человек, составляющий основу государства, может превратить свою страну в подлинный дом, для тех, кто в нем живет, а не для тех, кто видит в ней лишь источник материальных ресурсов.

В статье «О русской идее» И.А.Ильин писал: «Если нашему поколению выпало на долю жить в наиболее трудную и опасную эпоху русской истории, то это не может и не должно колебать наше разумение, нашу волю и наше служение России…. И ныне нам более чем когда-либо подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие и выговаривать за нее, от ее лица и для ее будущих поколений ее творческую идею. Эту творческую идею нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальною. Она должна выражать русское историческое своеобразие и в то же время - русское историческое призвание. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь; это то, что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в наших детях и в грядущих поколениях и довести до настоящей чистоты и полноты бытия - во всем: в нашей культуре и в нашем быту, в наших душах и в нашей вере, в наших учреждениях и законах....».

«Нельзя не видеть, что большинство "национальных идеологий", предлагаемых в последнее десятилетие в ведущих российских СМИ, сводится к тому, что Россию надо сделать сильной, богатой и здоровой - и что ей плохо быть слабой, бедной и больной» – пишет в своей статье «О духовном смысле Российской государственности» М.В.Назаров. «Однако, непонятно, почему естественное стремление любого народа "быть здоровым и богатым" следует считать национальной идеологией. Ведь это стремление ничем не отличается от цели любого биологического организма. Подлинная национальная идея осознается в сравнении того, чем цель существования данной нации на земле отличается от других - то есть на наднациональном уровне. Национальная идея требует нравственного оправдания существования своей нации в мире, поэтому она содержит в себе более высокие цели и ценности, чем биологическое существование народа, и направлена на служение им, порою очень жертвенное и связанное с материальными потерями. Поэтому подлинная национальная идея – это всегда идея религиозная, выходящая за пределы материального и временного мира. Для русского народа – это идея, неразрывно связанная с Православием».

Несомненно, – суть русской идеи в Православии. Несомненно, что только Православие может стать универсально-объединяющим стержнем современной России. И трудно, назвать имя хотя бы одного значимого российского мыслителя, который бы это отрицал. Вместе с тем, как мы уже неоднократно говорили, это не означает, что другие религиозные конфессии, действующие на территории России, должны деноминироваться. Православные принципы государственного устройства никогда, на протяжении всей истории России, не противоречили постулату уважения к инославному вероисповеданию. И эти принципы должны быть положены в основу общенациональной стратегии.

«Сверхзадача общенациональной стратегии, в которой мы нуждаемся, – не только ответ России на вызовы времени, но и нечто большее: вызов самому времени» - пишет в своей статье этого номера В.Н.Расторгуев. «Времени, в котором нынешняя «усеченная» Россия пока получила лишь «вид на жительство», так как ей пришлось возвращаться к азам государственного строительства в самый неподходящий для этого дела момент – в период системного кризиса, территориального распада и превращения единого народа в разделенный народ. Этот период нашей истории можно назвать эпохой великого океанского отлива – отступления России. Отлив этот оставил по себе на новообразованной суше не только руины былой экономической и военной мощи, но и миллионы бывших граждан, лишенных информационной и духовной среды обитания, не защищенных даже гражданством».

«Сегодня Россия подошла к той невидимой черте, когда самобытность российской геополитической доминанты должна проявиться не отрицательно, а положительно: в мощи, творчестве и свободе, в здоровом инстинкте национального самосохранения. И это произойдет, когда духовная энергия народа направится на активное овладение и оформление русских пространств, что должно стать началом национального возрождения страны. Пророческие слова Н.А.Бердяева должны, наконец, осуществиться: "Нельзя полагать русскую самобытность в том, что русские должны быть рабами чужой активности... Да сохранит нас Бог от такой самобытности - мы от нее погибнем! Исторический период власти пространств над душой русского народа кончается. Русский народ вступает в новый исторический период, когда он должен стать господином своих земель и творцом своей судьбы" – пишет в этом номере журнала И.А.Василенко. «И сегодня национальное возрождение России связано с возрождением национальной идеи как идеи мессианской, а значит вселенской идеи. Сумеет русский народ понять свое национальное призвание как вселенское и всечеловеческое, интерпретировать и защитить ценности православной культуры как общечеловеческие? Речь идет именно о ценностях духовных, о новой этике, о новой морали, и особой ответственности народа за эти ценности».

От ответа на эти вопросы зависит национальное будущее России, и мы, дорогие читатели «Трибуны Русской Мысли», приглашаем, всех вас, принять участие в обсуждении этих вопросов.

Пишите нам. Мы с радостью будем предоставлять «трибуну» нашего журнала для Ваших мыслей.

В оглавление ТРМ №3/2002