ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №3/2002
О ГЛАВНОМ

О Т В Е Т Ы
ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО
И ВСЕЯ РУСИ
А Л Е К С И Я   II

НА ВОПРОСЫ ЖУРНАЛА

"ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ"

 

    - Ваше Святейшество! Мир вступил в III тысячелетие, Россия – во II тысячелетие ее государственности. На протяжении целого тысячелетия Россия выработала свой уникальный, не похожий ни на одну страну мира государственный уклад, в основе которого вплоть до падения монархии в России лежало Православие. "Симфония" во взаимоотношениях Православной Церкви и государства дала небывалый подъем величия Российской империи. Каково значение Православия в деле укрепления государственности в России в настоящее время?

    - Православной традиции свойственно стремление к церковно-государственной симфонии. Естественно, она возможна лишь в государстве, признающем Православную Церковь величайшей народной святыней, то есть в государстве православном. Однако следует помнить, что симфония – это идеал, к которому в разное время в разной степени приближалась историческая реальность, ибо государство, даже православное, остается атрибутом "мира сего". Оно не имеет части в Царстве Божием, где не будет места принуждению. В разные периоды истории подлинно симфонические взаимоотношения между Церковью и государством были скорее исключением из правила. Церковь зачастую становилась объектом цезарепапистских притязаний со стороны светской власти, которая вмешивалась в ее канонический и богослужебный строй, а иногда даже пыталась насадить в ней еретические учения. Не все было бесспорно и в религиозной политике Российской империи XVIII-XX веков, где Церковь оказалась полностью подчинена государству и лишена нормального канонического управления.
    Следует иметь в виду принципиальное различие природ государства и Церкви. Целью Церкви является вечное спасение людей; цель государства заключается в их земном благополучии. Однако в несовершенном земном мире государство благословляется Церковью, ибо личность и общество нуждаются в защите от опасных проявлений греха. Священное Писание призывает âласть имущих использовать силу государства для ограничения зла и подержания добра.
    Что же касается роли Церкви в укреплении государственности, то эта роль состоит прежде всего в созидании здорового нравственного климата, который есть основа крепости, могущества, устойчивого развития страны. В любом обществе, в любом государстве востребованы качества, которые Церковь воспитывает в своих чадах, – верность, трудолюбие, самоотверженность, мудрость. Поэтому не будет преувеличением сказать: от того, насколько плодотворной будет духовная миссия Церкви в современном российском обществе, во многом зависит будущее державы, ее роль в Европе и мире.

 
    - Россия сегодня переживает период быстротекущих изменений во всех сферах государственного строительства – политике, экономике, культуре, науке, образовании и воспитании. Какие, с Вашей точки зрения, наиважнейшие задачи стоят перед российским народом сегодня?

    - Важнейшей задачей ныне является собирание сил народа. В прежние века Россия неоднократно переживала смуты, и каждый раз условием их преодоления был возврат к единству, к общему созидательному труду, к духовному возрождению.
    Православная Церковь никогда не ставила своей первейшей целью успехи в экономике, политике, культуре или науке. Задача Церкви иная – показать людям путь в Царство Небесное. Мы призываем каждого понять: результаты любой деятельности приобретут истинную ценность только тогда, когда они будут соединены с построением нового человека, "созданного, - как говорит апостол Павел, - по Богу, в праведности и святости истины" (Еф. 4. 24). Эта главнейшая задача, разумеется, не отменяет необходимости добросовестно трудиться на благо Родины, творить дела милосердия, совершенствоваться в науке, искусстве, спорте, воспитывать подрастающее поколение. Но если делать все это без прочной духовной и нравственной основы, любые самые громкие "достижения" могут оказаться тщетными и даже быть обращены во вред.
 

    - Исконной религией русских во все времена являлось Православие. Вместе с тем на территории России действуют и другие религиозные конфессии – ислам, иудаизм, буддизм. Как складываются взаимоотношения Русской Православной Церкви с другими традиционными религиозными объединениями в России?

    - Единство в многообразии – это уникальная черта, присущая России, где на протяжении тысячелетия мирно жили последователи разных традиционных религий. Наша земля никогда не знала религиозных войн. Культурное богатство страны, традиционные для российского общества открытость и терпимость были бы невозможны без многовекового опыта совместного бытия христиан, мусульман, иудеев, буддистов, которых объединяло и объединяет многое. Русская Православная Церковь всегда с пониманием относилась к другим традиционным религиям, уважая убеждения их последователей и прекрасно сознавая, сколь важна религиозная принадлежность для национальной самоидентификации многих российских народов.
    В эпоху государственного атеизма верующие разных религий находили друг у друга поддержку. Именно тогда межрелигиозный диалог в нашей стране стал приобретать современные черты. Сегодня мы имеем общий взгляд на многие вопросы, которые ставит перед нами современность, – такие как угроза терроризма и экстремизма, нравственный вакуум в обществе, межнациональная вражда. Мы вместе свидетельствуем перед лицом секулярного мира о важности религиозного фактора в жизни народов, о том, что нельзя вытеснять веру на периферию общественного внимания.
    Для координации действий лидеров традиционных религий в 1998 году был создан Межрелигиозный совет России. Его работа является видимым свидетельством плодотворного межрелигиозного диалога в нашей стране. Кроме того, наличие совета позволяет религиозным объединениям высказывать консолидированное мнение при переговорах с государством по вопросам, затрагивающим интересы верующих людей.
   Межрелигиозный мир в нашей стране подвергался и подвергается испытанию на прочность. Нередко сознательно нагнетается напряженность, предпринимаются попытки столкнуть верующих между собой. Но следует помнить, что любые сложности в отношениях между традиционными религиозными общинами возникают тогда, когда чувствами верующих злоупотребляют для политической борьбы, для корысти, для удовлетворения личных амбиций. Вот почему религиозные лидеры стараются сообща и напрямую говорить с народом, неся ему слово мира.

    - Особое положение в межцерковных отношениях занимает вопрос о взаимоотношениях РПЦ с неправославными христианскими церквями. Каково Ваше отношение к деятельности этих церквей на территории России, особенно в свете решения Римско-католической церкви учредить в России собственные епархии?

    - Подлинно церковное сознание не может принять терминологию конкуренции в отношениях между христианами. Русская Церковь, пережившая десятилетия гонений и мученичества, милостью Божией выжила и ныне вновь совершает полнокровное служение народу. Вызывает боль, когда временные трудности православных используются католиками и протестантами для того, чтобы укрепить их присутствие в России, а порой привлечь на свою сторону людей, крещенных в православной вере или связанных с ней историческими корнями. Для этого используется интерес к вере, ставший национальной чертой русских людей именно в результате многовековой православной миссии.
    Можно ли назвать такой подход братским, честным? Ответ, наверное, очевиден. Разделение, которое в результате возникает среди христиан нашей страны, есть зримый знак неприемлемости данной тактики - тактики прозелитизма и противостояния. Нет правды, нет Христа там, где "скупкой душ" и идеологией "религиозного рынка" заменяется совместное свидетельство христиан перед лицом мятущегося мира.
    Мы никогда не противодействовали тому, чтобы верующие католики или протестанты получали достойное духовное руководство. Но попытки сделать Россию за несколько десятилетий католической или протестантской страной – попытки, сегодня практически провалившиеся, - не могут нами одобряться, поскольку приводят только к отчуждению и разочарованиям.
    Решение Ватикана о повышении статуса католических административных структур в России нанесло очень серьезный ущерб развитию наших отношений с римо-католиками. Эта идея Римско-католической церкви, реализованная на территории страны с более чем тысячелетней православной традицией без какого-либо согласования с Русской Православной Церковью, серьезно пошатнула доверие православного сообщества к внешней политике Ватикана. Предстоятели ряда Поместных Православных Церквей поддержали позицию нашей Церкви по данному вопросу.
    Тем не менее, мы весьма дорожим достигнутым в результате многолетнего сотрудничества опытом отношений с Ватиканом и со своей стороны готовы всячески содействовать возобновлению диалога с католиками. Впрочем, этот диалог не должен игнорировать реальных проблем, стоящих между двумя Церквами. Ведь нельзя улыбаться друг другу перед телекамерами, когда православные верующие на Западной Украине страдают от притеснений со стороны греко-католиков, а наша паства по всей России возмущается политикой католического прозелитизма. 

    - В наше время, когда процесс воцерковления россиян происходит в условиях дефицита религиозной просвещенности, унаследованного от коммунистической идеологии, многие люди в России испытывают затруднение в выборе вероисповедания, особенно когда речь идет о христианских конфессиях. Многие люди не видят различий между православием, католицизмом, протестантством. Что Вы можете посоветовать таким людям?

    - Не стал бы драматизировать масштаб тех затруднений, о которых вы говорите. Большинство наших сограждан крещено в Православии, имело верующих бабушек и дедушек. Глубинную приверженность православной традиции, вере отцов не смогли уничтожить даже десятилетия атеистической пропаганды. Весь цивилизационный словарь российской культуры – это словарь по преимуществу православный. Что же касается "выбора веры", то я бы посоветовал делать его в согласии с совестью. Хорошую помощь может сослужить глубокое знакомство с историей собственной страны, ее культурой, ее традиционным самосознанием. В условиях нынешней доступности религиозной литературы и активности православных средств массовой информации любой заинтересованный человек без труда найдет ответ на многие вопросы духовной жизни.

    - В нынешний век очень многие люди чрезмерно увлекаются совершенствованием материальной стороны своей жизни, к сожалению, забывая о духовной стороне. Быть банкиром, бизнесменом, менеджером для очень многих людей в России стало идеалом жизни. Что бы Вы могли посоветовать в этой связи молодому поколению в России, родившемуся в этот бурный век перемен, когда в стране принципиально изменилось отношение к вопросам экономики и собственности?

    - Искренне желаю каждому, стоящему перед выбором жизненного пути, не подпадать под влияние быстротекущих обстоятельств и перемен. Ориентируясь на привлекательные материальные перспективы, не стоит забывать о возможных негативных последствиях, неизбежно влекущих обиду за впустую растраченные силы и время. Необходимо соизмерять свои способности и склонности с представлениями о будущей деятельности. Ни обществу, ни самому трудящемуся не будет пользы от работы, которая не приносит человеку духовного удовлетворения.

    - Миллионы православных россиян, "во отечестве и в рассеянии сущих", молятся о воссоединении чад Православной Церкви – чад земли русской, оказавшихся за ее пределами в ходе исторических катаклизмов ХХ века. Мы знаем, сколько усилий Вы, Ваше Святейшество, прилагаете, чтобы устранить искусственные барьеры, разделяющие сегодня россиян, чтобы объединить русских людей под омофором православной соборности, под омофором Царицы Небесной – хранительницы Земли Русской. Что Вы можете сказать о перспективах сближения Московского Патриархата и РПЦЗ?

    - Трагедия разделения Русской Православной Церкви остается, к великому нашему сожалению, неизжитой поныне. Накануне Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, который состоялся в октябре прошлого года в Нью-Йорке, Священный Синод Московского Патриархата обратился к собратьям-архипастырям РПЦЗ с призывом об упразднении горестного разделения. "Пришло время, - отмечено в тогдашнем послании, - оставить все споры о правде человеческой, которая должна уступить место правде Божией. Принеся взаимное покаяние, мы призваны пойти навстречу друг другу и преодолеть застарелые подозрения и вражды".
    Однако, хотя наш призыв был услышан и оценен многими верующими и клириками РПЦЗ, ответ, полученный нами от Архиерейского Синода в Нью-Йорке, нельзя назвать вполне удовлетворительным. Мы связываем это еще и с тем, что сейчас РПЦЗ переживает непростое время по причине внутренних нестроений. Но Русская Православная Церковь по-прежнему молит Бога о восстановлении давно чаемого единства русских людей в нашей стране и за рубежом. Мы готовы к сближению. По-видимому, дело теперь за другой стороной.

     - Одной из задач, которую ставит перед собой журнал "Трибуна Русской Мысли", является содействие сближению россиян. Мы хотели бы, чтобы люди, живущие в России, знали о мыслях и чаяниях своих соотечественников, волею судеб оказавшихся за рубежом, и наоборот. Что бы Вы хотели в этой связи пожелать читателям нашего журнала и его создателям?

    - Всей читательской аудитории журнала и особенно нашим соотечественникам за рубежом от души желаю помощи Божией и сил в добрых делах. Пусть каждый из вас сохраняет крепкую связь с многовековым духовным наследием Родины. Несмотря на временные трудности и испытания, выпавшие на долю нашего народа, искренне надеюсь на их успешное преодоление и на подлинное возрождение России.

В оглавление ТРМ №3/2002