ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №18 ("Уроки Гражданской войны")
Дополняя тему

Ключ к происходящим сегодня событиям.

Как и где родился Новый Мировой порядок*.

 

Игорь Анатольевич Шнуренко

журналист, сценарист, писатель,
эксперт по искусственному интеллекту

 

Это вторая программа на тему искусственного интеллекта из цикла, который базируются на моей книге «Демон внутри. Анатомия искусственного интеллекта». Здесь мы вскрываем организм самой мощной и самой таинственной индустрии мира, и мы исследуем философию, которая за этим стоит, и не просто философию, а миропонимание, которое лежит в основе «Нового мирового порядка».

Приведу одну цитату, связанную с этим: «Поставленная проблема требует от человека страшной свободы». Эти слова, сказанные сто лет назад, принадлежат русскому технофутуристу, биокосмисту – Святогору. Такой псевдоним взял себе Александр Агеенко – анархист, встречавшийся с Лениным и Махно. В начале 1920-х годов он выпускал издания «Биокосмизм» креаторий российских и московских анархистов, биокосмистов. Святогор проповедовал всеобщее воскрешение, достижение полной свободы человека от времени и пространства, отмену смерти и возможность достичь этих целей на основе науки. Работы Святогора активно изучаются сегодня трансгуманистами. Цитата из брошюры Святогора 1922 года «Доктрина отцов и анархизм биокосмизм»: «Борьба за индивидуальное бессмертие за жизнь в космосе – это всеобщая воля. В то же время локализм во времени (смерть) и пространстве не отдалим индивидуальными усилиями. Отсюда необходимость социальности. Только единение в великой цели гарантирует победу над смертью и космическим пространством».

А сегодня мы поговорим о колыбели трансгуманизма, о том, как институт «Эселен»[1] связан с советской «Перестройкой», и о многом другом.

Кто приезжал когда-нибудь по калифорнийской автостраде №1, не мог не восхищаться видами, которые открываются буквально за каждым поворотом. Чтобы на неё въехать надо оставить позади безумный сгусток нервов, который называется Лос-Анджелесом. Потом под раскаленным солнцем вы пробиваетесь на Вентуру[2], по густому трафику и, наконец, выезжаете к Тихому океану. Очень живописныа автострада. Она тянется вдоль берега до самой мексиканской границы. И здесь, на участке от Санта-Барбары до Монтерея, она прекраснее всего. Слева океан, так что можно видеть солнце, отражаемое как слепящим зеркалом от океана. То солнце укладывается внизу как сытый кот, то дрожит в ознобе, то волнуется и бьется об океан всей своей мощью или скалы над дорогой. А справа один за другим возникают пейзажи. Вы едете с включенным радио, откуда доносятся синкопы джаза. Это самый лучший фон под такой пейзаж. И каждый из этих пейзажей мог бы стать сценой и драматического романа. Вот вы видите наверху, где-то среди пихт, деревьев, мимоз приткнулся одинокие домишко, где алкоголик писатель мог бы укрыться от воспоминаний. Кажется, только что оттуда выбежала женщина. Но как-то ты не успеваешь разобрать, кто это был женщина, а может быть не женщина, а может быть, никого и не было. Едешь дальше. Меняются картинки, и вот перед городком миллиардеров Кармел, где-то миль 40 от Монтерея, расположено место, которое называется Биг Сюр. Об этом месте и сейчас в путеводителях пишут, как о побережье с самыми захватывающими видами в Соединенных Штатах.  В ближайших  поселках по дороге, и если и дальше идти в горы, живут самые обеспеченные люди страны. И при этом узкая двухполосная дорога выглядит довольно запущенной. Здесь не очень удобно. На дороге нет туалетов. Практически нет мест для парковки. И тем, кто приезжает сюда, словно говорят: «Езжайте дальше не задерживайтесь, мы вам не рады».

Но вот именно здесь в Биг Суре разворачивается действие романа Джека Керуака, который также называется «Биг Сур». Керуак это писатель битник, который написал культовый роман «На дороге», после прочтения которого, я стал мечтать поехать туда, в Калифорнию. Как он писал: «Вы парни куда-то едете или просто едете. Мы не поняли вопрос, это был чертовски хороший вопрос». Керуак в своём романе «Биг Сур» показал своих друзей, которые стояли у истоков движения битников: это Леон Ферлингейт, Уильям Берроуглиз, Аллен Гинзберг (некоторых из них, например, Гинзберга я даже видел лично – он выступал на поэтическом вечере в Колорадо). И все они искали счастья в простой жизни. Битники отрицали цивилизацию, отрицали мир, погрязший во лжи и в собственном мусоре, отрицали бизнес, который требует от человека отказа от себя. Они отрицали и науку, которая только тем и занимается, что создает новые орудия для убийства, для подавления, для того, чтобы подчинить человека. Они отрицали и технологии, которые разрушают личность, превращают человека в ресурс, в объект для наживы. И собственно говоря, всё, что они хотели – это чтобы их оставили в покое, поэтому многие из них мигрировали в эту часть Калифорнии, которая на тот момент (конец 50-х – начала 60-х) была безлюдным местом. Там можно было жить в гармонии с природой, не обращая внимания на государство и общество.

Когда я говорю безлюдным, на самом деле люди здесь жили, и жили уже более 3000 лет. Местность была заселена индейцами. Мо   м. ом вечере в к Как раз «эселен» это название племени индейцев. Но они вымерли, когда сюда пришли европейские переселенцы, и принесли с собой оспу и сифилис. Типичная история для Соединенных Штатов. Но потом где-то после войны или во время войны в Биг Суре были обнаружены горячие источники, и их облюбовали гомосексуалисты из Сан-Франциско, которые сюда приезжали, пугая всю округу дикими нравами. Такой нишевый туризм. Эти нравы описал создатель стиля «гонзо»[3] в журналистике Хантер Томпсон, который работал охранником в этих местах.  Если кто помнит, был такой фильм «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» по его роману, и персонажи были из его жизни.

Калифорнийская дорога №1 была построено как частно-государственное партнерство, на акционерных началах. После того как ее построили, сюда пришли застройщики с большими деньгами. И среди бизнесменов, которые сюда пришли со своими идеями, были два молодых выпускника Стэнфорда[4]. Одного звали Майкл Мёрфи, а другого Ричард Прайс. Семья Мёрфи было собственником земли, и им также принадлежала небольшая полуразвалившаяся гостиница. А рядом был небольшой поселочек пятидесятников, в котом жили суровые немногословные люди. Но иногда сюда приезжали эти безбашенные гомосексуалисты. То есть был такой набор довольно интересный.

Майкл Мёрфи уговорил свою бабушку передать ему управление землей. А у Ричарда Прайса отец был вице-президентом крупнейшей в США торговой сети «Сирс» (Sears), которая существуют и сейчас – и он обеспечил финансирование. Они понимали, что строить здесь автозавод или торговый комплекс глупо. И у них были другие идеи. Они решили создать здесь такую смесь Центра параллельной культуры (контркультуры) и церкви неизвестной религии. При этом, они конечно не верили в какие-то официальные религии.

Так вот и появился институт Эселен, который был назван в память уничтоженных, когда-то здесь живших индейцев. В 1963 году была зарегистрировано юридическое лицо, как  некоммерческий Центр гуманистического альтернативного образования, и специально для института было построено здание колледжа всех религий с большим залом, где можно было медитировать любому человеку вне зависимости от веры. Все это до сих пор существует. А архитектура при этом была скопирована с католического монастыря, который расположен в Южной Калифорнии. Сейчас этот католический монастырь уже давно стал индуистским центром. Буддизм и индуизм очень популярны в Калифорнии. В внутри колледжа естественно тоже нашлось место, прежде всего, для адептов восточных религий. И таким образом «Эселен» стал, и до сих пор остается, своего рода супермаркетом учений, торговым комплексом синтетических современных религий, которые можно объединить вот под термином «Нью-эйдж»[5], который возник там же. Этому Центру, затерявшемуся среди скал и сосен Южной Калифорнии, как ни странно, и было суждено сыграть ключевую роль в важнейшем событии XX века – распаде Советского Союза.

Именно здесь родилось мировоззрение, которое дало миру силиконовую долину, которую можно вполне назвать «святой землёй» технократов, технофутуристов, где и сейчас работают многие технические деятели. А в Биг Суре жили и работали шаманы, провидцы и гуру, которые влияли и до сих пор продолжают оказывать влияние на создателей ведущих технологических корпораций мира, таких как Apple, Google, Facebook и многих других. И именно здесь были заложены основы трансгуманизма[6] – современной философии, которая возникла на гребне волны технооптимизма, в связи с развитием искусственного интеллекта.

Институт возник на исходе второй промышленной революции, и стал позиционировать себя как Центр контркультуры. Здесь приветствовались с самого основания критические умы, которым было тесно в рамках потребительского американского общества. В частности, с момента основания в жизни Эселена участвовал автор романа «Прекрасный новый мир» Олдос Хаксли. И один из первых его семинаров в стенах института назывался «Человеческий потенциал». Его идея состояла в том, что современная цивилизация угнетает человека. Нужно освободить его от оков, накладываемых обществом, и дать человеку по-настоящему раскрыться. Кстати, о раскрытие человеческого потенциала потом много говорил и советский лидер Михаил Горбачев. И надо вспомнить, что команду спичрайтеров Горбачева возглавлял Александр Яковлев – партаппаратчик, член политбюро, который жил в Америке, а в 1958-59-х годах стажировался в Колумбийском университете[7], и его специализацией была американская литература. Он, конечно, был знаком и с английскими романами, в т.ч. Олдоса Хаксли.

Автор «Прекрасного нового мира» был на слуху в диссидентских кругах, в том числе в советских и восточноевропейских. Считалось, что на этот роман очень сильно повлиял Борис Пильняк[8] и другие советские литераторы, и что роман разоблачает советский тоталитаризм. В принципе, помимо Хаксли был много других известных деятелей, и теме освобождения человека от оков современной цивилизации в институте были посвящены курсы гештальтпсихологии[9] и программа изучения шизофрении. Шизофренией, надо сказать, страдал сооснователь института Ричард Прайс, родители которого заправляли торговой сетью «Сирс», и он сам вел практику гештальта. Под ней подразумевалось осознание человеком своего существования как единства тела, духа, разума и земли во всех взаимосвязях.

Проблема осознания привлекала в Эселен альтернативных психологов и психиатров, медиков, парапсихологов, исследователей парапсихологии со всего мира. Майкл Мёрфи – второй сооснователь Эселена утверждал, что космос это спящий дух, что божественное присутствует во всем, что находится во Вселенной, в том числе естественно и в человеке. И что это сущность стремится проявить себя, и надо дать ей волю, освободив её от оков. В принципе излагаемые теории лежали в рамках привычного нам гуманизма, но вектор на освобождение человека от оков, стремление разбудить дух довольно близко можно воспринимать к воззрением русских философов космистов, таких как Вернадский или Николай Фёдоров, предшествующий русской философии космизма. Это сходство я считаю не случайным, и ему предстоит сыграть огромную роль в формировании духовной атмосферы института и воззрений контркультурных гуру, которые здесь жили и учили. Их идеи потом приняли на вооружение Стив Джобс и Стив Возняк, то есть основатели Apple и других компаний, другие лидеры технобизнеса и больших технологий.

Довольно быстро здесь появились и откровенные оккультисты. Есть даже не безосновательное мнение, что это произошло не случайно, и было организована спецслужбами, которые во первых сами интересовались этими вопросами, а во вторых стремились держать под колпаком, следить за тем, что там происходит – как бы чего не вышло.

Калифорния издавна была центром эмиграции из Европы, Южной Америки, Восточной Азии. Соединенные Штаты предоставляли многим интеллектуалом возможности для реализации того самого человеческого потенциала, сделать карьеру, иногда головокружительную, хорошие заработки. В принципе в Америку стремились интеллектуалы со всего мира, и особенно в XX веке, когда в мире происходило много войн и революций. Но вот Эселен стал таким оазисом. И с начала шестидесятых туда устремились многие учёные.

Можно немножко отмотать назад, и рассмотреть учение Георгия Гурджиева. В США еще в сороковые, пятидесятые годы возникла целая сеть институтов и кружков, которые проповедовали идея этого мистика. Гурджиев умер в 1949 году, но его адепты сделали следующий шаг на пути к трансгуманизму. Ключевой тезис Гурджиева это то, что человек не является завершенным созданием, и он может обрести подлинную личность, лишь на пути преодоления самого себя. То есть природа создаёт для него возможности, но человек их не использует, потому что находится о состоянии сна или полусна, и не осознает мир вокруг себя. Личность человека Гурджиев видел примерно в том же ключе, в котором видят её разработчики Фейсбука и других нынешних централизованных соцсетей, а именно рассматривая её как нечто искусственное, чем можно легко манипулировать. И вот Гурджиев собственно и заложил основы таких манипуляций. По Гурджиеву, человек приобретает личность через социальную имитацию и через подражание. Но это личность сложная, она подавляет его истинное я. Он говорил: «Если мы освобождаемся от одного влияния, мы становимся рабами другого». И человек не знает, чего хочет на самом деле, но для обретения себя он должен использовать психотехники. Гурджиева делил их  на техники разделённого внимания, самовоспоминания, трансформации страдания. Последним, кстати, сейчас активно занимается известная сербская художница Марина Абрамович[10], у которой много последователей. Некоторые воспринимают это как определенного рода секту.

Ученики Гурджиева – Оскар Ичазо и Клаудио Наранхо (Naranjo), работавшие в Эселене, упростили задачу – они предложили менять сознание химическим путем, без каких-либо страданий, то есть при помощи наркотиков. Принял, и как бы, изменил своё сознание. Эти идеи взяли на вооружение адепты психоделики –  Тимоти Лири и Станислав Гроф, которые активно работали оба Эселене. Гроф это чехословацкий психиатр, который впоследствии был удостоен премии Фонда Вацлава Гавела. Его интересовало состояние на грани жизни и смерти. Он активно экспериментировал с ЛСД, и считал, что через такой химический синтетический наркотик можно разбудить божественное внутри человека. По мнению Грофа человек состоит из двух половинок иллюзорной – хелиотропной и холотропный – полной. Человек мог осознать полноту бытия только через медитацию, через мистический опыт или кислотный трип (trip), то есть, выйдя за рамки своего тела, своего эга. Он считал, что почувствовать персональное тождество, то есть осознать себя личностью, по-настоящему – на манер Гурджиева, можно лишь через трансперсональное переживание, когда при помощи ЛСД человек сознает себя как часть, элемент внешнего мира. «Одна из важных категорий трансперсональных переживаний включает себя достоверные эмпирические отождествления с другими людьми животными и растениями а также со множеством иных аспектов природы и космоса». Так писал Гроф.

От откровений Тимоти Лири и Станислава Грофа остался лишь один единственный шаг, до полного принятия трансгуманизма, то есть духовного и телесного перерождения человека при помощи технологий, с тем, чтобы он преодолел все ограничения, накладываемые силами тяжести, законами природы планеты, и чтобы стал он равным богам. И казалось, что этого можно достичь при помощи специальных духовных техник или определенных химических веществ. И что довольно просто в принципе можно управлять собственным сознанием.

Тогда конечно не имели толком представления о работе нейросетей[11] о дофаминовой системе[12], но стимулирование мозга в шестидесятые годы наркотиками считалось вполне допустимым – цель оправдывает средства. Вдохновенный визионер Тимоти Лири провозглашал: «Твой мозг это Бог». Его мысль, вроде бы означала, что человек просто близок к цели – «познай сам себя». Эту цель сформулировал еще Сократ. Лири не призывал машинный разум, с тем, чтобы заменить человеческий, но он парадоксальным образом подвел именно к этому. Ведь собственно, если ЛСД может преобразовать человеческую личность, поставив её, пусть даже на короткий момент наркотического трипа, на уровень с космическим разумом, то почему бы не принять любой другой технологический способ достижения того же самого, если не большего? Почему бы вообще не покинуть бренное тело, с тем, чтобы не только расширить сознание до размеров Вселенной, но и сделать себя бессмертным. К чему-то подобному как раз подводила и концовка культового фильма Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея 2001 года», который был снят 1969 году, как раз в те годы. Там даже есть сцена, которая могла быть вполне навеяна мистическим откровением в духе Лири или Грофа, когда герой после физической смерти, а смерть происходит из-за предательства искусственного интеллекта, видит рождение нового человека, нового человечества космического масштаба. И этот младенец, который олицетворяет новое человечество, нового человека это он сам. И путь к этому в фильме через череду кадров, которые выглядят абсолютно как кислотный трип. Таким образом, предательство искусственного интеллекта и власть искусственного интеллекта над человеком становится лишь шагом на пути к перерождению в новый мир. И умерев, вот этот человек будущего (на тот момент так это воспринималось) возрождается. И что люди будущего таким образом достигнут бессмертия и станут равными богам.

Впрочем, последний шаг на пути философского оправдания такого перехода человека в другое качество и слияние его с машиной сделало уже следующее поколение адептов института Эселен. Этому поколению лидеров бизнеса было суждено через технологии прийти к власти над миром, вполне реальной. Мы это видим сегодня. Но для этого оказалось необходимым, чтобы в джакузи Биг Сура, на этих горячих источниках, появились настоящие русские космонавты. Это очень большая тема на самом деле, хотя информации на эту тему крайне мало, она крайне обрывочная и похоже до сих пор многое засекречено. Но можно вспомнить, что с конца 70-х годов Биг Сур становится центром дипломатии «горячих ванн» и важным инструментом политики, которая, привела в конечном итоге к полной капитуляции Советского Союза в холодной войне и к уничтожению этой евразийской сверхдержавы.

Началось это, как ни странно, тогда, когда произошло резкое похолодание отношений между США и СССР в начале восьмидесятых годов, когда Москва ввела войска в Афганистан. Тогда Вашингтон и его союзники бойкотировал Московскую Олимпиаду-80. Казалось бы, ведь только что была разрядка во второй половине семидесятых, а на контрасте казалось, что мир стоит на пороге войны. Была история со сбитым корейским Боингом и так далее. А на поверхности, власти СССР и США обменивались жесткими заявлениями. Но за кулисами, сразу после Брежнева, и уже начиная с Андропова и других последовавших генсеков, шли все более оживленные и все более теплые переговоры. Сначала тайные, потом все более и более явно. Советская номенклатура хотела уже тогда жить как западная элита и искала пути конвергенции социальных систем. То есть они думали, что будет что-то среднее между капитализмом и социализмом – лучшее из того и из другого, чем прежде всего номенклатура и будет пользоваться.

Контакты между Эселеном и Советским Союзом начались гораздо раньше – в начале 70-х, и начались они с интереса учредителей института к советской парапсихологии. Интересно, что американские спецслужбы тоже очень интересовались паранормальными явлениями. Считалось, что Советский Союз знает, как управлять населением при помощи неких тайных тактик. Только этим американцы могли объяснить успех социализма. И американцы вложили в исследования паранормальных явлений огромные деньги. Исследовались ясновидение, психокинез. Где-то я нашел оценку, что было вложено около 100 миллионов долларов. Часть этих опытов проводилась в институте Эселен, и впоследствии, эти работы также послужили толчком к важным исследованиям в области искусственного интеллекта. Мёрфи и другие сотрудники института посетили несколько конференций по этой теме в СССР. В начале семидесятых они приезжали в Тбилиси, в Москву, стали приглашать к себе в ответ советских экстрасенсов. Понятно, что поездки советских экстрасенсов курировал КГБ. Советские спецслужбы, КГБ воспользовались этим для того, чтобы наладить контакты с американцами, и, в конце концов, уже к концу семидесятых или к началу восьмидесятых годов до американцев была донесена простая мысль, что, в общем-то, пора договариваться. Намеками давалось понять, что советская номенклатура не слишком верит в лозунге про социализм, тем более про коммунизм, тем более про распространение коммунизма во всем мире.

В 80-е годы здесь как раз в этом месте в Биг Суре под соснами Калифорнии, под ласковый плеск океанских волн обсуждались самые разные вопросы. В обсуждениях принимали участие психотерапевты, писатели, ученые, агенты КГБ, астронавты, космонавты, и что самое интересное, сюда приезжали советские эксперты самого высокого уровня. В списке среди них (можно есть официальные следы их приезда): Валентин Бережков – впоследствии главный редактор журнала «США экономика политика и идеология»; зав. отделом «Института США и Канады» Юрий Заношин; Андрей Кокошин, который впоследствии, при Борисе Ельцине, стал зам. министра обороны; зампредседателя Гостелерадио Генрикас Юшкявичус; ведущий исследователь паранормальных явлений в СССР Казначеев; тележурналист Владимир Познер (как без него)... Интересно то, что этот институт был центром контркультуры, то есть там была в моде критика капитализма и такие критики капитализма, как Герберт Маркузе, Райх, Гидеборг, Карл Поляни. И это стало местом встреч сотрудников Госдепа и советской экспертной номенклатуры. Интересно, что Борис Ельцин впервые посетил США именно по приглашению института Эселен. Хотя приглашением он непосредственно не воспользовался – не заехал в институт, но в Америку приехал в первый раз именно по этому приглашению.

В 1982 году Мэрфи выпустил книгу «Конец обычной истории», которая базировалась, как он написал, на реальных фактах. В книге он как раз рассказал об ученых из США и СССР. Ну и впоследствии, он вспоминал о том, как они работали над различными проблемами психики и паранормальных явлений. Он выпустил много книг, и в них описано как ЦРУ и КГБ сотрудничали в изучении этих явлений. Он писал об опытах использования психической энергии для сбора разведданных на больших расстояниях. Эти опыты проводились в Стэнфорде. А протоколы этих опытов передавал Мёрфи парапсихолог Рассел Тарк, который возглавлял этот проект. В шестидесятые годы Мёрфи связывался с советскими экстрасенсами, писал им письма, задавал вопросы, приглашал в гости. Два американца, побывавшие на советской конференции психологов 1968 года, написали отчет, в котором шла речь о советской гонке за первенство во внутреннем космосе. Как раз там речь шла о парапсихологии, паранормальных явлениях, которые изучались в СССР. Отчёт передали представителям американских спецслужб, которые курировали Эселен, и те дали добро на дальнейшие контакты. В 1971 году Мёрфи с двумя друзьями пересек железный занавес и на той стороне, уже в СССР, он познакомился с йогами, шаманами, провидцами, экстрасенсами, то есть с типом людей, которые ему были знакомы по своему институту. Он так и написал в одной из своих книг, что мы увидели движения идентичное нашему, в бунте против сужающих сознания вещей, идей, и напротив сужающих познания образов того, что значит быть человеком. Мёрфи ожидал увидеть в СССР воинствующих атеистов, каких-то бездушных бюрократов, но, в конце концов, сказал, что поскребите русского и вы найдете мистика. В конце концов, руководители Эселен, как раз тогда, решили запустить проект обмена между СССР и США. Спонсировал этот проект Лоренс Рокфеллер. Для проекта они наняли русскую переводчицу Аню Кучереву, и так начались регулярные поездки в Москву. В 1982 году возникла идея нового формата встреч – публичного. Таким образом, и был организован первый телемост с СССР.

В прямом эфире тогда с одной стороны был рок-фестиваль в Калифорнии. С другой стороны –  московская студия Гостелерадио. И когда на этом рок-фестивале вдруг включили в прямом эфире московскую студию Гостелерадио, заполненную людьми, живыми русскими, советскими людьми в прямом эфире, никто из собравшихся на калифорнийской площадке просто не поверил в реальность того, что происходит, т.е. какая-то живая трансляция. Тем более СССР для американцев до сих пор воспринимается как нечто находящееся на другой планете, особенно тогда, когда не было практически никаких контактов. И оператор, который транслировал в США это изображение,  подумал, что всех дурят, и просто от греха отключил эту трансляцию. На этом тогда всё и закончилась. Очень забавная история.

Более удачным был второй телемост, который прошел в мае 1983 года. К нему подготовились гораздо лучше. Московская трансляция велась все из той же студии Гостелерадио, а калифорнийская из долины Сан-Бернардино. С советской стороны дискуссию вел Владимир Познер. Судя по его риторике в те годы – убеждённейший коммунист. С американской стороны ведущим был Стив Возняк, сооснователь компании Apple и частый гость Эселена, вместе со своим партнером Стивом Джобсом.

Возняк не так давно перед этим пережил авиакатастрофу, после которой едва восстановил память. Он тогда занимался организацией музыкальных фестивалей. Но конечно ему по-прежнему принадлежала солидная доля компании Apple. И тогда был выпущен на рынок Apple 2, который стал сенсацией. Это было совершенно новая модель нового устройства, электронно-вычислительная машина для масс, персональный компьютер. Тогда, в принципе этого никто не делал. Стоил он дорого. Но стратегия Apple как раз c самого начала была не такой как он как у конкурентов. Они не хотели делать самый дешевый продукт. Они хотели продавать пусть даже дорого, но рассматривали культуру, как поле, через которое можно завоевать рынок, завоевать потребителя, и объяснить свой продукт, который не понятен широким массам, сформировать спрос на него сначала через элитного потребителя. Этот спрос формировали также, как продают телепроповеди, то есть, просто собрав вокруг этого продукта этого, компьютера Apple, круг восторженных адептов. Эти фестивали продвигали в массы новые технологии, которые соединяли телевидение, компьютеры, музыку, системы связи. И уже у Джобса и Возняка были сделаны первые миллионы, но тогда конечно, никто не мог ожидать, что придет время и Apple обойдет и Boing, и Exxon, Mobil, и At&T, и Кока-Колу и так далее. В конце 1983 года Возяк вернется к работе в компании, но фестиваль, который он организовал, и спонсировал в том числе, положит начало новой эпохи в телевидении, не говоря уже о фантастическом воздействии, очень эффективном идеологическом воздействии, которое он оказал на советскую аудиторию.

Советской аудитория впервые и почувствовала, что до мира жвачки, поп-звезд, джинсов можно дотянуться рукой, здесь, вот прямо тут, и что мы часть этого. Телевидение вообще делает человека частью этой среды, частью экрана. Это почувствовал еще в свое время канадский философ Маршалл Маклюэн.  И тут вот как раз это сработал этот новый подход к телевидению.

Совместная работа с Эселеном помогла потом Стиву Джобсу, который чаще чем Возняк посещал институт в Биг Суре. И их идеи вдохновили его команду, его самого на создание новых продуктов, на создание философии Apple, и того что мы сейчас потребляем как I-Pphone, как Маки, и так далее.

А советское руководство, особенно КГБ, уже тогда готовило переход страны к капитализму, и телемосты с Америкой дали возможность потихоньку навязывать советским массам совершенно новую идеологическую культурную повестку. Вся страна напряжённо следила за ходом дискуссии, где на ходу, между делом, пересматривались, казалось бы, незыблемые ценности.

Именно поэтому советское телевизионное начальство дало мостам зеленый свет, а американский Госдеп, курировавший процесс с американской стороны, также ухватился за слабое звено в таком кажущемся идейном советском монолите (потом выяснилось, что это не такой уж монолит).

Сначала американцы конечно полностью не отдавали себе отчет в открывающихся фантастических перспективах, но они не выпускали ни одной возможности продвинуть свою повестку, думая, что это окно может в любой момент закрыться, и поэтому надо развивать эту тему.

В 1985 году Эселен прислал в Москву и в Новосибирский академгородок 2000 книг. В Новосибирске велись тогда важные работы в области социологии, психологии и медицины. Там располагалась ведущая математическая школа. А в Институте экономики и организации промышленного производства в Новосибирске стояли мощные компьютеры, на которых моделировались советская экономика. И одновременно конечно наводились мосты между деятелями искусства культуры. В этом институте в Биг Сур в этих обменах участвовали известнейшие американские журналисты, такие как Норман Казинс, который разработал метод лечения смехотерапией. И был такой кинопродюсер Том Ладди,  впоследствии член жюри московского  и каннского кинофестивалей; известный писатель Леонард Михаэлс из университета в Калифорнии.

Но самое интересное событие, о котором пойдет речь уже в следующий раз, произошло в конце 1985 года, когда в Биг Сур приехали советские космонавты. Тут конечно начинается самое интересное, потому что речь пойдёт о том, как в умах таких людей как Стив Джобс, Стив Возняк и других глав технологических ведущих компаний возникли идеи освобождения человека от тела. Эти идеи стали движущей силой развития систем искусственного интеллекта. И они лежат в основе «Нового мирового порядка», который на базе этой технологии сейчас устанавливается...

(продолжение следует)



* Текст беседы на телеканале «День ТВ» от 2 июля 2020 г. (с сокращениями) https://www.youtube.com/watch?v=sfrRx_iXRJY

[1] Институт Эсален  — поселение-коммуна в Биг-Суре на побережье Калифорнии, основанное в 1962 году и действующее до сих пор. Своё название институт получил от индейского племени Эсселен, некогда обитавшего на этой территории.

[2] Вентура, ранее (до 1891 года) Сан-Бонавентура — город и окружной центр одноименного округа в штате Калифорния.

[3] Гонзо-журналистика (англ. gonzo «рехнувшийся, чокнутый, поехавший») — направление в журналистике, для которого характерен глубоко субъективный стиль повествования от первого лица, при этом репортёр выступает не как беспристрастный наблюдатель, а в качестве непосредственного участника описываемых событий, используя свой личный опыт и открыто выражая эмоции, благодаря чему подчёркивает основной смысл этих событий. Для «гонзо-журналистики» также характерны активное использование цитат, сарказма, юмора, преувеличений и даже ненормативной лексики, что является неотъемлемой чертой этого стиля.

[4] Стэнфордский университет — частный исследовательский университет в США, один из самых авторитетных и рейтинговых в США и в мире. Расположен близ города Пало-Альто (южнее Сан-Франциско).

[5] Нью-эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра»), религии «нового века» — общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера.

[6] Трансгуманизм (от лат. trans — сквозь, через, за и homo — человек) — философская концепция, а также международное движение, поддерживающее использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными — страданий, болезней, старения и смерти. Трансгуманисты изучают возможности и последствия применения таких технологий, опасности и преимущества их использования, рассматривая в том числе идею конвергенции биологических, информационных, познавательных и нанотехнологий.

[7] Колумбийский университет — частный исследовательский университет в Нью-Йорке, один из известнейших и престижнейших университетов США. Университет расположен в районе Манхэттен, где занимает 6 кварталов (13 га).

[8] Борис Андреевич Пильняк (настоящая фамилия Вогау) — русский советский писатель, прозаик. Осуждён Военной коллегией Верховного Суда СССР по сфабрикованному обвинению в государственном преступлении — шпионаже в пользу Японии (он был в Японии и написал об этом в своей книге «Корни японского солнца») — приговорён к смертной казни и расстрелян в Москве на полигоне «Коммунарка» в 1938 году.

[9] Гештльтпсихолгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — общепсихологическое направление, связанное с попытками объяснения, прежде всего, восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.

[10] Марина Абрамович — сербский мастер искусства выносливости. Её работа исследует отношения между художником и аудиторией, пределами тела и возможностями ума. Активно занимающуюся творчеством больше пяти десятилетий, Абрамович прозвали «бабушкой искусства перформанса». Она открыла новое понятие идентичности, делая наблюдателей участниками и сосредотачиваясь на «противостоянии боли, крови и физических пределах тела».

[11] Нейронная сеть (также искусственная нейронная сетьИНС) – математическая модель, а также её программное или аппаратное воплощение, построенная по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей – сетей нервных клеток живого организма. Это понятие возникло при изучении процессов, протекающих в мозге, и при попытке смоделировать эти процессы. Первой такой попыткой были нейронные сети У. Маккалока и У. Питтса. После разработки алгоритмов обучения получаемые модели стали использовать в практических целях: в задачах прогнозирования, для распознавания образов, в задачах управления и др.

[12] Дофамин (допами́н, DA) – нейромедиатор, вырабатываемый в мозге человека, локализация выработки – гипоталамус. Выполняет две важные функции: служит нейромедиатором поощрения и служит в системе оценки и мотивации. Дофамин также необходим для запоминания, принятия решений и обучения.


В оглавление ТРМ №18