ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №18 ("Уроки Гражданской войны")
Геополитические и экономические уроки гражданской войны

У нас уже есть Программа. Просто мы ждем момента Х[1].


Беседа с Рафисом Кашаповым
татарским правозащитником

Ведущий: Похоже, Украина выигрывает войну у России, и для России это грозит очень неприятными последствиями, вплоть даже до возможного развала, либо выхода каких-то республик (из состава Федерации)... Приведёт ли капитуляция Московии перед Украиной к свободе народов Поволжья, Кавказа и Сибири.

Р.Кашапов[2]: Когда-то, 600 лет назад мы татары с белорусами воевали против общих врагов, и сейчас мы встречаемся в прямом  эфире. Огромное спасибо и очень приятно.

Ведущий:  От Минска до Москвы примерно 700-800 километров. То есть до границы России через  Оршу где-то километров  450  с небольшим, а там через Смоленска до Москвы, и нам кажется вот она России и есть, и вся огромная Россия вот она такая. Но если посмотреть в противоположную сторону, то через 816 километров от Москвы находится город Казань...
Оба брата Кашаповы выходят на пикеты, где на плакатах написано Идель-Урал.
Вы можете рассказать, что такое Идель-Урал, и прежде всего само слово Идель – что означает?

Р.Кашапов:  Идель-Урал это историческое название. Идель это река Волга по-татарски. А Урал – это Уральские горы. Между ними находятся республики,  которые мы  называем республиками Идель-Урала. В этих республиках живёт 14 миллионов человек. Самая большая из них Башкортостан, затем Татарстан, Чувашская республика, Удмуртия, Марий Эл, Эрзяно-Мокшания.

Ведущий: А что такое Эрзяно-Мокшания?

Р.Кашапов: В официальных структурах, как пишется всюду с советских времён – это Мордовия. Но в Мордовии живет 2 народности – эрзяне и мокшане. Испокон веков они вместе жили вместе с нашими народами. В тысячелетней истории, мы татары и эрзяне, мокшане, чуваши, марийцы, башкиры никогда не воевали. А раз уж мы затрагиваем тему войны на Украине, то эрзяне (около 10 человек) и наши татары воюют вместе против российских оккупантов. Видите, какая  солидарность в нынешнее время.

Ведущий: Вы сказали, что в этом регионе живут 14 миллионов человек. Кем они себя считают?

Р.Кашапов: Я бы хотел сказать, что 52% населения Татарстана это татары остальные русские, чуваши, удмурты, марийцы, башкиры, украинцы, грузины и армяне. В Башкортостане больше 4 миллионов населения, и там живут три основные этнические группы: башкиры, татары и русские.  Самый больший процент коренного населения в Чувашии. Там живут 74% чувашей.  А вот в Удмуртии очень мало осталось удмуртов. Даже в отношения языка плохо. Три года назад был такой ученый, он сам себя сжёг. Он пошёл на такой отчаянный шаг, потому что у удмуртов действительно очень тяжелое положение. Они очень сильно попали под насильственную русификацию. Многие удмурты в нынешнее время даже стесняются говорить, что они удмурты. Есть конечно немало патриотов, которые бьют себя в грудь и говорят, что они удмурты. Но вот политика русификации довела до того, что удмуртов чисто морально и психологически сломали – они боятся говорить, что они удмурты. Вот почему ученый историк провел акт самосожжения. Это доказывает, что в отношении малых народов идет геноцид, в том числе и в поморских республиках и до Урала. У нас в Киеве 4 года назад была создана организация «Свободный Идель-Урал». Мы хотим создать себя как штат, как свободную республику Идель-Урала, и хотим через Оренбург присоединиться к Казахстану.

Ведущий: А разве башкиры и татары не одно и то же?

Р.Кашапов: Татары и башкиры, также как чеченцы и ингуши, а вместе они вайнахи. Татары и башкиры – тюркские народы. Мы исповедуем религию ислам. После прихода Путина, Кремль начал создавать искусственные интриги между татарами и башкирами. Подобные же моменты были между чеченцами и ингушами. Москва боится (объединения народов). Они ведут политику, по принципу «разделяй и властвуй». Ведут такую работу, чтобы у татар и башкир не было близких отношений. Мы замечаем это, когда идет перепись населения, когда идет работа в отношении наших родных языков – обязательно Москва забивает клин между нашими народами. Также в республиках Идель-Урала, где живут финно-угорские народы – марийцы, эрзяно-мокшане, удмурты, они считаются финно-угорскими народами. У них положение тяжелое. У народов башкир, чувашей, татар еще более-менее. Они как то еще могут себя адаптировать против политики русификации Москвы.

Ведущий:  Вы упомянули, что вы тюркские народы, это от слова Турция, турецкий...  Правильно ли я понимаю, что народы, которые вы перечислили, если они будут говорить с турками, то фактически это будет турецкий язык? Вы с турками друг друга поймете?

Р.Кашапов: Нас тюрков во всем мире около 300 миллионов, но некоторые говорят, что и больше, чем 300 миллионов. Да, приезжают тюрки – казахи, узбеки, азербайджанцы, и мы с ними общаемся. А с башкирами – абсолютно никаких проблем нет. С теми же китайскими уйгурами –  спокойно общаемся, также как и с булгарами, и со всеми тюркскими народами. Бывают, конечно, моменты, когда тяжело общаться на своих языках, но все равно мы друг друга понимаем. Действительно наш язык нас объединяет, когда бывают такие вот моменты, как тот, что в прошлом году, когда был армяно-азербайджанской конфликт в Карабахе. Мы переживали за азербайджанский народ – более, чем через 300 лет, они смогли освободить Карабах. Это для всех тюрков было такое воодушевление – у нас появились патриотические чувства.

Действительно, мы тюрки можем объединиться и поддержать своих представителей тюркского народа. Вот даже затрагивая тему войны (на Украине), мы тоже радуемся, когда Турция во главе президентом Реджепом Эрдоганом помогает украинцам. Они отправляют «байрактары», которые уничтожают оккупантов. Мы тоже радуемся, потому что также, как когда-то в 1552 году (русские) захватили наше Казанское ханство, также сейчас (они) уничтожают украинские города, уничтожают мирных  жителей, также как в те времена уничтожали нас татар и народы Идель-Урала. Я хочу напомнить, когда Иван Грозный напал на нашу историческую родину –  Казанское ханство, башкиры, чуваши, марийцы, эрзяне и мокшане и все поморские народы воевали в составе войска казанских татар. До сих пор мы их благодарим за это, и каждый год проводим дни памяти татарского народа в Казани. Но в последние годы (около семи лет) нам запрещают, штрафуют, сажают в тюрьмы. Но все равно, наши татары-патриоты проводят (эти дни). Раз уже затронули эту тему, мы очень благодарны белорусам. Уже два года белорусы, которые живут в Варшаве, вместе с моим братом проводили мероприятия.

Ведущий: Я хочу вернуться к языковой проблеме... Получается, вы турецкий язык знаете, он как бы ваш родной, этнический язык. Но этот же язык совсем другой нежели, чем русский язык. Как и кем вы сами, эти народы, ощущаете себя в России?

Р.Кашапов: Патриоты-татары, те которые живут в Татарстане, и те, живут за пределами Татарстана, в ближнем и дальнем зарубежье, особенно татары, которые живут в дальних зарубежных странах, они себя россиянами не считают. Вот  подумайте, раз вы затронули проблему языка, в течение 10 лет больше 4 тысяч татарских школ и гимназий были закрыты. 11 тысяч татарских учителей были уволены. Это же геноцид в отношении татар. Мы же по численности населения в Российской Федерации занимаем 2-е место. И Москва и Кремль во главе с Путиным издеваются над нашим народом. Раз уже в отношении татар такое отношение, о чём можно говорить в отношении тех народов, которые по численности намного меньше чем мы.

Ведущий:  Если исходить из того, что в России живет 140 миллионов человек, то получается, что в Поволжье, или Волго-Вятском районе, или в Идель-Урале живёт 10% населения всей России. Но ведь у вас же нет выхода к границе. Получается все эти шесть республик находятся внутри России. Вы говорили, что вы хотели бы присоединиться к Казахстану, но у Татарстана нет общей границы с Казахстаном.

Р.Кашапов: Через Башкортостан можно присоединиться. У меня были споры и дискуссии с московскими соратниками. Они говорят – вы же окружены. Я им говорил, больше половины территории России это земли татар – тюркских народов. Если мы поднимемся, мы захватим больше половины территории.
Россия основана после развала Золотой Орды. Очень многие экономические, торговые, военные принципы московские князья взяли от туда – от Золотой Орды они взяли систему государственного устройства.

Ведущий: И  вот самый главный вопрос. Сейчас Украина выигрывает, и если Украина очень жестко поведет себя в Донбассе и собственно выйдет на собственные границы, как вы считайте это будет шансом для Идель-Урала, для ваших республик объявить автономию, либо каким-то образом обозначить этот Идель-Урал? То есть, действительно ли  реально стоит вопрос об отделении каких-то территорий?

Р.Кашапов: Недавно из тюрьмы Алексей Навальный дал интервью. Он сказал: «Из-за войны с Украиной, Россия может развалиться. Если Россия развалится, я буду на той стороне, где не будет Путина». Вот видите (даже он об этом говорит), но фактически Навальный тоже имперец.

Ведущий: Да, он поддержал Крым, то есть он считает, что это всё это русские земли, что Путин сделал правильно. И он же делал русские марши на моих глазах.

Р.Кашапов: Действительно, где-то около 10 известных политических деятелей России, которые находятся в оппозиции, они тоже в один голос говорят, что Россия развалится. Раз такие уже люди говорят, значит все идёт к этому. Но мы должны быть готовы. Я уже говорил, что мы создали организацию «Идель-Урал». Там у нас уже есть План-программа на случай развала Российской империи. У нас будет своя денежная единица одинаковая, военные формирования тоже одинаковые, экономические связи не должны разорваться. Насчет языка и культуры у нас тоже все уже обозначено. У нас уже есть Программа. Просто мы ждем момента Х.

Ведущий: А что с Крымскими  татарами? Когда Россия вошла в Крым, говорят, что туда отправили татар из Татарстана. И вот татары из Татарстана не нашли общий язык с крымскими татарами. Правда ли это?

Р.Кашапов: Да, это правда. К лидеру крымских татар Мустафе Джемилеву дважды обращался Путин с просьбой решить крымско-татарскую проблему. Но он отказался. После этого Путин обратился к Минтимеру Шаймиеву – первому Президенту Татарстана. Шаймиева занял нейтральную позицию. Он жёстко не пошел ни против татар, ни против России. Но каким-то образом Рустама Минниханова нового президента Татарстана, Путин смог уговорить. Он его отправил в Крым, чтобы он договорился с лидером украинских татар.

Для нас это позор и чёрная страница. Как может глава казанских татар поддерживать оккупацию крымских татар?

Ведущий: Но ведь крымские татары очень далеко территориально от Татарстана.

Р.Кашапов:  Испокон  веков мы духовно и морально были всегда вместе.  Мы отмечаем день депортации крымско-татарского народа, мы (братья) отправляем колонны гуманитарной помощи крымским татарам. Мы до сих пор общаемся с лидерами крымских татар, среди которых Мустафа Джемилев, Рефат Чубаров, Ильми Умеров, Ахмет Чейгюзов,  Искандар Бариев. Бывают такие моменты, когда мы обсуждаем и согласуем, как действовать против Московский империи.

Ведущий: Вы упомянули Минтимера Шаймиева – первого президента Татарстана. Но ведь его тоже считали сепаратистам по большому счету.
А вот на официальном уровне эта идея отделения как-то поднимается?

Р.Кашапов: В первое время, в 1990-х годах мы с Президентом Татарстана были  вместе. Я даже несколько раз встречался с ним на официальных мероприятиях. У нас политические позиции  и взгляды были одинаковые в отношении Москвы. Да, действительно, тогда заработал «Всемирный конгресс татар», который очень много делал для татар всего мира. Нас татар во всем мире 7 миллионов. Некоторые говорят – 12 миллионов, другие говорят – 20 миллионов. Не знаю, но мы остановимся на 7 миллионах.

Ведущий: Имеются в виду татары из Татарстана.

Р.Кашапов:  Да, вот тогда у нас открыли тысячи татарских школ и гимназий. Открылись печатные издания, телепередачи, построили тысячи мечетей – очень много было сделано для татарского народа. Но после прихода Путина, уже почти всё уничтожено.

Ведущий: А при нынешнем президенте Татарстана как дела?

Р.Кашапов:  Нынешний президент уже под колпаком Кремля.

Ведущий: То есть получается, что при Шаймиеве, Татарстан делал все, чтобы заиметь какую-то автономию.

Р.Кашапов:  У меня с Шаймиевым отношения испортились в 1994 году, когда они с Ельциным подписали Договор. Мы  считаем этот Договор предательским, и мы отошли. У официальной власти  своя дорога была, у оппозиционеров татарских – своя  дорога. 
После тех времен, когда Путин выдвигался на пост президента Российской Федерации, он приезжал в Татарстан. Из аппарата президента мне поступило указание, чтобы я встретился с Президентом Путиным. Даже мэр города Набережных Челнов Рашид Хамадеев обратился ко мне, чтобы я встречался с Путиным. Но я отказался, потому что уже тогда, когда он был кандидатом в президенты, я знал, что он русский фашист.

Ведущий: Правда ли что во времена Российской империи миллионы татар насильно переписали в русских?

Р.Кашапов:  Да, это верно. В XVI веке на пространстве Евразии татар и русских было почти одинаково. А посмотрите сейчас – сколько нас и сколько русских. Это политика русификации и геноцида повлияла не только на нас – казанских татар, но и на все колонизированные народы Российской Федерации.

Ведущий:  Как давно появилось понятие Идель-Урал?

Р.Кашапов:  Название Идель-Урал появилось после революции, после создания Советского Союза. В то время, Гаяз Исхаки написал книгу и составил план-программу. Тогда же в Баркошстане в Уфе состоялся съезд – курултай. В Казани хотели создать мощнейшее государство Идель-Урал. Тогда были вооруженные силы, где-то около 11 тысяч человек. Но всех, кто этим занимался, особенно лидеров, в основном татар и башкир, а также чувашей и другие народы, которые этим занимались, их почти всех расстреляли. А кто смог, покинули тогда Советский Союз.

Ведущий:  Самый последний вопрос, но я просто не могу его пройти, учитывая, что вы с братом очень сильно пострадали. Вы постоянно под преследованием. В данный момент, и это не секрет, и Рафис и Нафис Кашапавы находятся за пределами Российской Федерации. Скажите, пожалуйста, а как к этой теме Идель-Урал относятся в семьях? У вас же были мамы и папы, дай Бог, если они есть, есть родственники, есть молодежь. Как родственники реагируют на то, когда их дети, члены семьи высказывать мысли, которые так жестко пресекаются режимом силовиков?

Р.Кашапов:  Начну с того, что в 1990-е годы, мы с братом-близнецом Нафисом издавали книги и брошюры тиражом 2 миллиона 500 тысяч экземпляров, и распространяли их по всему миру на разных языках. Там была книга «Идель-Урал» и «Запретная история татар». Эти книги и брошюры были посвящены нашим народом. Между прочим, по этим книгам люди узнали о народах Идель-Урала, о том, что они из себя представляют. Да, действительно в наших семьях, в этнических группах наших народов, знают о положении Идель-Урала. Однако, опять же, эти проблемы центральная московская пресса прячет. Они уже держит её под цензурой – нельзя поднимать её публично, в средствах массовой информации, на телеканалах, радиовещании, информагентствах.

Ведущий:  А как на бытовом уровне? Как семьи к этому относятся? В семье взращивается татарский патриотизм? Либо в семьях предпочитают лучше не делать этого, и сидеть тихо. Как это происходит у вас?

Р.Кашапов:  Нас воспитали в детстве бабушка и дедушка. В основном бабушка воспитывала. Она нас учила, как быть в будущем, какой жизненный путь мы должны избрать. Эту эстафету мы передаем от своих бабушек дедушек своим детям. Это продолжается до сих пор. Но, опять же очень влияет (мешает) политика русификации через телеканалы, через средства массовой информации. Но все равно работа ведется. Все равно люди эти проблемы поднимают в своих семьях. Так оно и должно быть.

Ведущий:  Последний вопрос. А как Вы считаете, где кончается этническая Россия? Я говорю  без подоплеки. Ну получается километров 300, наверное, от Москвы в вашу сторону это будет Нижний Новгород, а там же уже пошла Волга. То есть получается дальше это уже пошли народы, которые не русские. Где эта граница, где кончается ореол, ну может быть не славян, говорят, что там  живут финно-угры – россияне. Славяне говорят, что вообще, в Смоленске заканчивается. Вот как бы Вы определили, где эта граница с другими народами внутри России?

Р.Кашапов:   Я бы сказал прямо и открыто. Русские земли – это Москва, Рязань и Нижний Новгород, а дальше все – оккупированные русскими территории. Всё. Точка.



[1] Транскрипция беседы с татарским правозащитником Рафисом Кашаповым не телеканале “6TV Bielarus” (с сокращениями. Ведущий – Александр Бураков. https://www.youtube.com/watch?v=jEUphzVH3jE

[2] Рафис Кашапов возглавлял отделения Татарского Общественного Центра. За свою деятельность он получил  несколько судимостей, и все судимости были за статьи в интернете. В  2014 году он получил  3 года тюрьмы «за призывы к сепаратизму», просто за свои высказывания в статьях и блогах, размещенных в сети «В контакте».


В оглавление ТРМ №18