ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №17 ("Аристокртизм и государственность")
ИНТЕРВЬЮ

Интервью с народным артистом России Н.П. Бурляевым

 Запись 20 мая 2008 г.

– Что Вы думаете об аристократизме применительно к российской государственности?

Аристократизм это будущее нашей государственности. Об этом сейчас мы можем только мечтать. Сейчас наша государственность не аристократична – она больше плебейского толка – но это остатки прошлого и переходный период. Для нашей власти понятие аристократизма сейчас не доступно, даже для понимания. И это видно на всех уровнях управления, поскольку во власть и политику идут люди, одержимые идеями достаточно узкими, узконаправленными. Они одержимы желанием получения власти, а что с ней делать потом, как правило, не знают. Вместе с тем, если власть не угодна Богу, не подчинена идее Божьего промысла на земле, это приводит к разрушительным последствиям. И Создатель, глядя на это безобразие, то есть на жизнь без Образа Божьего, пребывает в глубокой печали и раздумии: «Что же с этим делать – что же делать со своим творением, которое пошло совершенно не по иному пути, чем который Он задумывал?» Именно в таком контексте мы все должны задуматься о будущем России. Аристократия это дело будущего, если оно вообще есть у России. А оно есть, если его не погубят бездумные и бездуховные политики, руководящие сегодня Россией.

– Как Ваше творчество соотносится с идеей аристократизма?

– Я занимаюсь искусством около 60 лет. 30 лет назад был создан кинофорум «Золотой Витязь», который провозгласил девиз «За нравственный христианский идеал – за возвышение души человека». В первые годы на нас поглядывали с опаской. Что это такое? Появился какой-то кинофестиваль, кинофорум для славян. А как же другие народы? Но потом увидели, что на кино форум «Золотой Витязь» приезжают представители до 50 стран мира, часто даже далекие он нас по менталитету, по верованиями и т.п. Тут и Австралия, и Израиль, и Перу, и Голландия, и Америка. Но не все американское мы принимаем. В отличие от нашего российского кинопроката, у нас критическое отношение к тому, что делается за океаном. На Форум мы принимаем, только то, что освящено высокими идеями, как в частности фильмы Мэла Гиббсона – «Страсти Христовы» и «Апокалипсис». Далее, наши оппоненты пишут в прессе, что кинофорум «Золотой Витязь» – это аристократический, элитарный кинофестиваль. Однако, можно принимать или не принимать идею, с которой поднялся «Золотой Витязь», но у «Витязя» эта идея есть, в отличие от большинства других кинофестивалей, которые безыдейно показывают на экране все, что угодно – про «голубых» и про «розовых». Тема о правах человека там стала особой религией. А нам они говорят: «нет» – нельзя показывать фильмы о душе христианки. Но ведь каждая душа – христианка, как говорил Тертуллиан, и мы должны бережно к этой душе относиться… Вот наши оппоненты считают, что «Золотой Витязь» (пусть не обидятся все другие) – единственный  аристократический, элитарный кинофестиваль, который преследует высокие идеи. Да, мы идем этим путем, который оставлен мне как главному организатору этого кинофорума моими учителями – истинными аристократами духа – Тарковским, Мордвиновым, Бондарчуком. Мы принимаем высокое искусство и высоких мастеров. И если Канны гордятся тем, что к ним на кинофестиваль приезжает один Михалков, или один Сокуров, или Анджей Вайда, или Эмир Кустурица, или Динос Димопулос, или Кшиштов Занусси, то у нас на кино форуме они  бывают по 3-4 человека одновременно. И критики удивляются, почему они едут сюда, а не в Канны. Например, когда фильм Александра Сокурова был на кинофестивале в Каннах, а у нас – вне конкурса, он приезжал к нам в Кисловодск, а не в Канны. И в Кисловодске он открыто заявлял, что в Канны он не поедет – ему там неинтересно, а здесь на «Золотом Витязе» идет духовная работа, поэтому он здесь, а не там.

– Для многих людей понятие аристократ ассоциируется с человеком в цилиндре, с тросточкой и т.п. Что Вы вкладываете в понятие духовный аристократизм? Кто для Вас «аристократ»?

– Аристократизм души человеческой я вижу в том, когда душа понимает предназначение в этой жизни – а именно послужить Господу и Отечеству. И вот соединение этого небесного и земного, чтобы послужить Отечеству – России, в самые трудные для нее сейчас годы, когда все решается здесь, а не в Америке. Как говорили люди, жившие на Западе: «спасение России – есть спасение мира, гибель России – есть гибель мира». И вот, если мы здесь, возродим, а скорее родим заново аристократизм во всех областях человеческой жизни, и в первую очередь в политике, когда люди будут идти в политику не ради власти, и подавления одной партии другой, а ради исполнения промысла Божьего на Земле, и ради своего Отечества, тогда выживет и поднимется Россия, и поднявшись сама, поднимет за собой весь мир.

– Что надо делать для того, чтобы привить дух аристократизма тем, кто в будущем будет управлять государством в России?

– Прежде всего, надо думать о принципиальном изменении государственной политики в части выведения России из рынка. Это будет удивительно для мира. Как же так, все живут рыночно, а мы – нет. А мы вот так жить не будем. Мы будем давать огромные деньги на культуру, на кино. Мы будем строить государственные кинотеатры. Мы будем показывать в них потрясающие фильмы. И люди пойдут в кино, и будут смотреть такие фильмы как «Остров», «Поп» – будут видеть  прекрасное и учиться любить свое Отечество. А это и есть путь к аристократизму. Но над этим конечно надо целенаправленно работать.

– Однако, как Вы сказали, ситуация сейчас совершенно противоположная, и управляют в стране люди, которые вряд ли захотят свою власть добровольно отдать.

– Значит их надо от туда выметать. Надо вычищать эти авгиевы конюшни, от взяточников, казнокрадов. Надо поставить во власть нормальных людей, которые будут не бороться с русской культурой, а способствовать её развитию.

– А где же взять эту силу, которая бы смогла этому противостоять?

– Должен появиться аристократ – политик, который поймет значение русской культуры. Вот эта и будет та сила, которая сможет защитить Россию. Кроме, этого руководитель конечно должен быть профессионалом. Почему министерством обороны руководил предприниматель, а культурой – дипломат. Прекрасный человек. Но почему? Культурой должен руководить человек от культуры… Аристократ – профессионал – патриот – вот образ  политика будущего. Я верю, что такие люди появятся, и именно они смогут противостоять бездуховной и безграмотной власти в современной России. И именно за таких руководителей будут голосовать люди будущей России.