ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №17 ("Аристокртизм и государственность")

Русское Зарубежье в теме выпуска

Князь С.С. Белосельский-Белозерский –

аристократ Русского Зарубежья (1895-1978)*

 

Аристократия является подлинной элитой общества и становым хребтом государственности лишь тогда, когда она осознает свою ответственность перед странойлишь до той поры, пока в ней живет воля к власти и совершенству. Печальна участь элиты, утратившей представление о своем предназначении, также как и печальна участь покинутого ею народа.

Князь Сергей Сергеевич Белосельский-Белозерский – принадлежал к одной из древнейших фамилий России. Название рода происходит от Белозерского удельного княжества, располагавшегося на севере России, – именно там, по легенде о призвании первых русских князей, был один из древних стольных городов Руси, где княжил брат Рюрика – Синеус. За более чем тысячелетнюю историю этот род дал России много военачальников, дипломатов, флотоводцев, писателей. А начало его исчисляется от кн. Глеба Васильевича Белозерского, князя Ростовского и Белозерского, женатого на внучке Батыя (нач. XIII века). От Белого Села, коим владели предки, произошло удвоение фамилии. Один из Белосельских был стольником патриарха Филарета, отца первого русского царя Михаила Романова. При учреждении родового командорства Павел I повелел наименовать князя Александра Михайловича Белосельского, как старейшего в роду Белозерских, князем Белосельским-Белозерским.

Отец кн. Сергея, кн. Сергей Константинович, генерал-лейтенант Императорской армии, служил в Лейб-гвардии конном Его Императорского Величества полку, во время Первой мировой командовал 1-й бригадой 2-й Гвардейской кавалерийской дивизии, затем – Кавказской кавалерийской дивизией на Русско-турецком фронте. Он был женат на американке, что определило путь его сына в эмиграции. Мать кн. Сергея, Сюзанна Виттер – родом из Бостона, принадлежала к известной американской фамилии, была дочерью ген. Чарльза Виттера, участника Гражданской войны в США. Образование она получала в Европе. В Париже она встретила кн. Сергея Константиновича. Юная, наивная Сюзанна последовала за мужем в Россию, где молодые рассчитывали на долгую и весьма благополучную жизнь. К таким надеждам у них были все основания: Императорский Двор, родовые поместья удачно дополняли атмосферу взаимной романтической любви.

У Белосельских было двое сыновей. Кн. Сергей родился в Санкт-Петербурге 23 июля 1895 года. Его детство прошло в семейном поместье «Крестовский остров». Дети получили домашнее начальное образование, затем кн. Сергей был зачислен в Пажеский корпус Его Императорского Величества и позднее – в Лейб-гвардейский полк.

С началом Первой мировой войны – в Европе ее называли Великой, в России – Второй Отечественной (второй – после народной 1812-го), – жизнь молодого князя по-прежнему ничем не отличалась от жизни молодых корнетов его круга, баловней судьбы, горящих сердцем вступиться за честь Отечества и гордо – непременно гордо – погибнуть за родину. Корнет Сергей Белосельский-Белозерский воевал самозабвенно, жертвенно-романтично и окончил войну в ранге ротмистра, командиром 2-го дивизиона полка. Но, как известно, с февраля по осень 1917-го армия была разложена, офицерство низложено тем самым народом, для которого молодой князь решительно «не щадил живота своего» на фронте. В общем потоке ему подобных по положению и убеждениям молодых людей, он продолжал спасал Отечество, но уже в рядах Белого движения.

В составе Юго-Западной армии ген. Юденича кн. Сергей был начальником Команды связи, затем – начальником Оперативного отдела штаба 2-го армейского корпуса. Вторую свою войну он окончил командиром полка 2-й армии.

Когда, Белые армии были разгромлены, Белосельский-Белозерский был вынужден эмигрировать сначала в Финляндию (выбирать не было времени), а откуда – в Англию, а затем – во Францию. В конце 1928 года кн. Сергей возвращается в Англию, где работает в трансокеанической компании The Cunard-White Star Line с 1930 по 1936 год. В 1940 году он переезжает в США, где работает в шведско-американской компании Swedish-American Line.

В 1943 году князь Сергей женится вторым браком на Флоренс Крейн (Florence Crane), родом из Чикаго. Она принимает православие под именем Светлана, и под этим именем ее узнала и полюбила послевоенная русская диаспора.

Немного предыстории. Согласно переписи населения США 1910 года, в Америке проживало 1,7 млн. эмигрантов из России, с 1910 по 1917 в США переселилось еще около 300 тыс. российских граждан. Однако этнических русских из них было немного, процентов двадцать…

Особую часть первой эмиграции представляла белая – аристократическая. Кто-то – сразу в США, кто-то – более сложным путем, через Европу. Так или иначе, в Америке сложилось сообщество, представленное фамилиями Романовых, Воронцовых-Дашковых, Барятинских-Щербатовых, Шереметевых, Оболенских и др. Русское Дворянское собрание в Америке было основано в Нью-Йорке 22 декабря 1938 года. У истоков Собрания стояли кн. Оболенские – в частности, Алексей Александрович, который был председателем Союза российских дворян в США в 1933–1938 гг.. В это же время, возникают многочисленные организации военной белой эмиграции – Общество бывших русских морских офицеров в Америке (позднее – Общество офицеров Российского Императорского флота в Америке), Всезарубежное объединение морских организаций, Общество русских инвалидов вне России, Пажеский корпус и др.

Во время II-ой мировой войны князь Белосельский работает в британском Министерстве военного транспорта – там же, в Нью-Йорке, где до самого конца войны в 1945 году он возглавляет Tanker Department. Во время Корейской войны, в 1950 году кн. Сергей в звании полковника-лейтенанта военно-воздушных силах США отслужит в Отделе военнопленных.

После войны кн. Сергей начинает играть все более влиятельную роль в жизни русской диаспоры. За свою жизнь он был главой Общества русских инвалидов вне России; Общества Лейб-гвардии конного полка в США, членом правления Северо-Американской и Канадской епархии Русской Зарубежной Церкви, почетным членом американского Союза русских юристов и др. Князь Белосельский-Белозерский был активным членом Республиканской партии. В этом есть парадокс: ведь князь, естественно, был убежденным монархистом и просвещенным консерватором. Однако, был он и ярым антикоммунистом, и его антикоммунистические взгляды могла, конечно, поддержать Республиканская партия.

Собственно, антикоммунистическая деятельность князя Сергея и определила его послевоенную жизнь и сделала его ключевой фигурой русской диаспоры того времени. Огромная филантропическая деятельность князя Сергея осуществлялась именно в этом контексте. Здесь следует вспомнить, что община эмигрантов первой волны отсчитала уже четверть века и сама нуждалась в поддержке со стороны своих влиятельных членов. Среди известных пожертвований князя – $2.000, подаренных им поселению ди-пи в Марокко, $22.500 – Русскому Красному кресту для старческого дома в Париже; в 1952–1954 гг. князь Сергей покупает шесть усадеб с садами на Лонг-Айленде в 25 милях от Нью-Йорка для старческих домов на 70 человек – каждый из обитателей имел свою отдельную комнату, работала столовая, библиотека и т.п. Там же был построен православный храм в Си Клифе.

В 1954 году князь и княгиня Белосельские купили поместье в 60 милях на юг от Нью-Йорка рядом с городом Лейквуд (штат Нью-Джерси). В этой местности русские эмигранты жили с начала 1920-х годов. Поместье было расположено совсем рядом с храмом-памятником Св. Владимира, построенным в год 950-летия Крещения Руси (Джексон). Там же недалеко были и поселения казаков-дипийцев. Все эти земли до сих пор заселены их потомками, которые сегодня представляют активнейшую часть Русской Америки. В этих же краях был создано Культурно-просветительское общество «Родина», активным попечителем которого был кн. С.С. Белосельский-Белозерский. Особо велика его роль была в создании музея русской истории при обществе «Родина», который стал крупнейшим хранилищем исторических реликвий вывезенных первой эмиграции за пределы России[1].

К общей картине благотворительной деятельности князя Сергея и княгини Светланы стоит добавить покупку поместья для Чикагско-Детройтской епархии, патронаж организации русских скаутов (возглавляемых тогда А. П. Волковым), поддержку русских школ в Бельгии, Германии, Бразилии и т.д. Подлинным событием в жизни русской диаспоры стало открытие Американо-славянского института, русского свободного колледжа в Нью-Йорке. В 1964 году князь дополнительно выделил 50 тысяч на институт.

Особое значение имела деятельность Белосельского по поддержке Русской Православной Церкви за границей, оплота и всей русской эмиграции, и её антикоммунистического движения. В 1951 году князь отдает свое поместье в местечке Макопаг (в 50 милях на север от Нью-Йорка) под первую резиденцию Синода РПЦЗ. До самого переезда Синода в новое здание в Манхэттене, Магопаг оставался центром русского православия за рубежом. Трудно переоценить и помощь князя православному Св.-Троицкому монастырю и семинарии в Джорданвилле.

Он всегда оставался бескомпромиссным борцом с коммунистической диктатурой и многие годы был первым среди тех, кто открыто выступал против любых просоветских заигрываний. Антикоммунистическая деятельность кн. Сергея того времени выполняла четко поставленные задачи: 1) Немедленно, всеми возможными и невозможными средствами, остановить насильственную репатриацию русских в Советский Союз; 2) Помочь «невозвращенцам» получить статус ди-пии визу в США; 3) Построить новых эмигрантов на работу; 4) Поддерживать Русскую Православную Церковь за рубежом в ее колоссальной подвижнической работе по отстаиванию прав «невозвращенцев»; 5) Создать условия для русской эмиграции, препятствующие ее денационализации; 6) Реализовать задачу воспитания новых поколений русской эмиграции в духе русских культурных традиций.

В 1945 году при участии князя Белосельского создается «Русско-американский союз по защите и помощи русским вне России» Этот Союз, созданный, чтобы осуществлять «правовую и моральную защиту русских в рассеянии сущих», возник в ответ на Ялтинские соглашения, которые по ряду статей получили резкую отрицательную оценку со стороны белой эмиграции, в том числе и за то, что «подорвали авторитет демократий».

А дело все в том, что Ялтинские соглашения включали, в числе прочих статей, положение о насильственной репатриации в СССР всех «невозвращенцев», живших на советской территории до 1939 года. В этом контексте хочется вспомнить забытый многими факт выдачи в 1945 г. правительством США 118 русских военнопленных, находившихся к тому времени уже в Форте Диксон в шт. Нью-Джерси. Вследствие этого, в том же 1945 году был создан Русско-американский союз. Вскоре князь Белосельский-Белозерский был выбран президентом этой организации. С этого дня начинается непрерывная забота о русских людях, где бы они ни находились. За первые пять лет было израсходовано на нужды русских людей свыше ста тысяч долларов и отправлено посылок весом 110.000 фунтов. Было истрачено, в т.ч., 9116 долл. на оплату виз для ди-пи в Аргентину и 2150 долл. на помощь по переселению в Марокко. Русско-американский союз и его жертвенный председатель особенно развили свою деятельность после введения в действие закона о допуске ди-пи в Америку. Союз имел отделы в Сан-Франциско, Лейквуде, Спрингфилде, шт. Массачусетс, в Ютике, шт. Нью-Йорк.

Первоначально Союз размещался к одной маленькой комнате при храме Христа Спасителя в Нью-Йорке. В 1951 кн. Сергей покупает у архиепископа Никона (Рклицкого) его личную резиденцию, пятиэтажное здание в Манхэттене (349 Вест, 86 улица и Риверсайт-Драйв). Это здание и стало центром всей белой антикоммунистической эмиграции – Домом Свободной России.

Дом Свободной России стал реальным центром для русского сообщества в его рассеянии. Среди многочисленных организаций, разместившихся за все годы работы в центре, были Всероссийское зарубежное представительство, Ассоциация русских императорских морских офицеров в Америке, Русский корпус, «Гарнизон № 267»; редакция газеты «Наши вести», организация Русских ветеранов армии, флота и авиации Америки; Ассоциация русско-американских инженеров в США, Пажеский корпус, Организация русских скаутов и др. Залы Дома Свободной России использовались для собраний, конференций, лекций, литературных вечеров, концертов и т.п.

В 1950-м под председательством князя Сергея был создан непартийный Российский антикоммунистический центр, в состав которого вошли 62 организации (в 1951 г. – уже 80 организаций). Начиная с 1950-х силы кн. Сергея были направлены на организацию политико-общественного Всероссийского комитета освобождения (ВКО).

В 28 сентября 1951 года Антикоммунистический центр в Нью-Йорке устроил митинг протеста против новой ориентации американского правительства на леволиберальную, а не на «национально мыслящую часть эмиграции», против завуалированного «расчленения» России. В Брюсселе 19 октября 1952 г. состоялся европейский съезд Российских национальных объединений, признавший позднее «полное совпадение идеологических задач и целей» с ВКО.

Комитет продолжал организовывать ежегодные антикоммунистические конференции. Делегаты голосовали за необходимость создания единой организации всей русской эмиграции – Всероссийского зарубежного представительства. На IV-м конгрессе, проходившем 22-23 мая 1954 года, было положено начало собиранию русских антикоммунистических сил. Через русские эмигрантские газеты ВКО обратился ко всем эмигрантам с призывом создать Всероссийское зарубежное представительство.

Конгресс российского общенационального объединения начал свою работу 18 ноября 1954 года в Сан-Франциско. Среди его участников были делегаты от Всероссийского комитета освобождения, Российского политического комитета в Нью-Йорке, Ордена бывших русских военных, Совета русских военных организаций, Русского национального союза в Сан-Франциско. Среди делегатов конгресса были кн. С.С. Белосельский-Белозерский, прославленный авиатор Б.В. Сергиевский; юрист, секретарь Всероссийского комитета освобожденияС.В. Юрьев; атаман Войска Донского, создатель Фонда им. П.Н. КрасноваИ.А. Поляко; помощник председателя Американско-русского союза, полковник С.Н. Ряснянский. Было единодушно признано, что конгресс – это первый шаг на пути создания Всеэмигрантского представительства.

Всеамериканский конгресс русских эмигрантов был открыт в Доме Свободной России 4 мая 1957 года, в котором приняло участие 47 организаций и неорганизованная эмиграция. На нем, наконец, было создано Представительство российских эмигрантов в Америке. Князь Белосельский-Белозерский был избран председателем, её штаб-квартира разместилась в Доме Свободной России. Перед новой организацией были поставлены задачи: 1) помощь правительству США в его идеологической борьбе против коммунизма как мира зла; 2) соединение всех сил, направленных на борьбу с расчленением России; 3) борьба против русофобии среди американцев путем подачи правдивой информации о предреволюционной России и доведения до западного сознания факта, что русские люди – первые жертвы международного коммунизма и что Россия не может быть отождествлена с Советским Союзом и его коммунистическими диктаторами; 4) отстаивание национальных интересов русских эмигрантов в США; 5) поддержка членов Ассоциации и русских эмигрантов в случаях болезни и невзгод; 6) публикация периодического «Бюллетеня» на русском и английском для информирования русской диаспоры о жизни Зарубежной России.

Следующим шагом, который предпринимает кн. Сергей в своей антикоммунистической деятельности, было создание Всероссийского зарубежного представительства – организации, способной объединить все русское рассеяние. По миру были созданы филиалы Представительства – в Австралии, Англии, Австрии, Аргентине, Бельгии, Бразилии, Западной Германии, Франции, Чили, Японии и др. 26 февраля 1958 года князь Белосельский (президент ПРЭА) и Сергей Юрьев (ген. секретарь) обратились от имени Представительства к президенту Д. Эйзенхауэру с протестом против его встречи с Хрущевым, оценивая ее как измену демократии и мотивируя свой протест тем, что встреча будет направлена против русского народа, «главной жертвы коммунистических бандитов».

14-15 ноября 1959 года собирается общий Конгресс русских эмигрантов. Конгресс проанализировал деятельность антикоммунистических организаций за весь период существования. Во время второго дня заседаний в Доме Свободной России, совместно с делегатами от ВКО (представителями от 156 организаций) рассматривался и вопрос о создании Всероссийского представительства. Постановили оргработу завершить к 1960 году.

Первый конгресс Всероссийского зарубежного представительства состоялся, как и планировалось, в ноябре 1960 года. Председательствовал князь Белосельский. 181 делегат от 15 политических и общественных организаций, 3-х военных, 3-х казачьих, и всех организаций-членов Представительства в Америке приняли участие в работе. Устав, программа, структура, задачи новой всемирной организации были идентичны прежним. Обе организации возглавлялись кн. Сергеем Белосельским-Белозерским. Созданная организации представляла не только интересы русской диаспоры в ее рассеянии, но и всей русской оппозиции за «железным занавесом».

Лидеры RRAA непосредственно были связаны с президентом США, Государственным департаментом, Пентагоном; с другими общественными и политическими организациями США, с американской прессой. В № 3 «Информационного бюллетеня» (июнь 1958) был напечатан «Призыв» организации, в котором Советское правительство обвинялось в попытках разжигания Третьей мировой войны и объяснялись задачи антикоммунистического движения: 1) противопоставить коммунистической пропаганде антикоммунистическую пропаганду всех видов; 2) прокоммунистическим общественным организациям – антикоммунистические; 3) коммунистическим методам террористической деятельности – организованную самооборону; 4) коммунистическому «железному занавесу» – систему заградительных законов, пресекающих подрывную деятельность коммунистов, – «демократическим правам должны соответствовать демократические обязанности». До конца дней своих князь Сергей верил, что эмиграция не имеет права на эгоистический национализм и партийное доктринерство, она обязана объединиться во имя общей цели. Такое объединение требует временного самоограничения, отказа от обособленных «партийных» программ во имя общей задачи борьбы с коммунизмом. К концу 1960-го RRAA включала уже антикоммунистические европейские русские организации из Англии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Дании, Зап. Германии, Австрии, Швейцарии, Испании, Ирландии; из стран Южной Америки, Канады, Австралии, Новой Зеландии; Туниса, Марокко, Ирака. Конференции RRAA проводились каждые два года. Организация издавала журнал «Русское дело».

В 1962 году князь Сергей Белосельский принял участие в конференции Freedom House, американской организации, созданной в 1941 году для изучения проблем демократии, политических свобод и прав человека. Как делегат, он представил правительству США свои рекомендации, среди которых были и следующие: 1) невмешательство Соединенных Штатов в вопросы внутренней организации России после ее освобождения от коммунистической диктатуры; 2) облегчение процесса иммиграции в США для этнических русских; 3) использование общественной активности русских эмигрантов путем привлечения их на государственную службу.

Еще в 1959 году американское правительство принимает «Закон о порабощенных нациях», в котором признавалось порабощение коммунистами Китая, Тибета, Украины, Белоруссии и даже мифических «Казакии» и «Идель-Урала», – но отсутствовало упоминание о русских как порабощенном народе. «Закон» был принят единогласно Сенатом США, Палатой представителей и утвержден президентом Эйзенхауэром. Эмигранты называли его «антирусским законом». Принятие этого документа вызвало протестную реакцию со стороны русской общины. Как представитель одной из угнетенных наций, князь Сергей принимал участие в конференции американских этнических организаций. Его выступление было посвящено России как первой жертве коммунизма, наиболее пострадавшей от коммунистической власти.

Оглядываясь сегодня на титанические усилия князя Сергея Белосельского-Белозерского, поражаешься не только мужеству, на которое способен человек, но и фривольности истории.

RRAA продолжала реализовывать намеченную программу действий. И прежде всего, борьбу с антикоммунизмом и искаженным образом русской истории, в частности, – в американских учебниках. В Государственный отдел образования был послан специальный «Меморандум», объясняющий опасность искажения мировой истории и, в частности, истории России, для будущих поколений американцев. Князь Сергей не раз выступал на эту тему в ведущих американских газетах – New York Herald TribuneWashington Star и др.

Хочется в этом контексте напомнить – или рассказать незнающим – известный эпизод с проф. Н. Тимашевым, одним из основоположников современной социологии в США.

В 2 июля 1963 г. в New York Herald Tribune ), в статье «Задача новых государств: найти персонал для своих университетов» Терри Феррер, редактор по вопросам образования, написал: «По образованию большинство африканских государств находятся приблизительно на уровне России до коммунистических революций. Большой процент неграмотности, малое число небольших университетов в связи со скудными финансами − все это тревожит вновь независимые страны...» Ознакомившись с этим заявлением, профессор Н. С. Тимашев обратился в газету со следующим письмом (приводим с сокращениями):

 20 июля, 1963

Г-ну Джону Витни, редактору Н.-Й. Херальд Трибюн.

Прочитав авторитетное заявление вашего редактора по вопросам образования, Терри Феррера, ...я могу лишь со стыдом опустить голову, т. к. я не смею – невежда и варвар – оспаривать заявление, напечатанное одной из самых серьезных газет и читаемой миллионами.

Однако разрешите смиренно задать вам следующие два вопроса:

1. Какой был уровень образования в США после Первой мировой войны, если:

а) следующие лица оказались в лучших университетах Америки:

Называю лишь немногих среди тех, которые получили образование в дореволюционной России и приехали в США,

б) следующие лица настолько выдвинулись:

(Вышеупомянутые тоже получили образование в дореволюционной России).

2. Будьте так добры, назовите мне тех африканцев (усилия которых поднять уровень своей культуры я всецело оцениваю и уважаю), которые занимают подобные положения. Где они преподают в США? ...(опять назову лишь немногих): Менделеев – химия; Лобачевский, Чебышев – математика; Павлов – физиология; Мечников – биология; Ломшаков – принцип высокого давления паровых котлов; Бердяев – философия;. Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский и т. д.;  Пушкин, Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов и пр.; ближе к нашему времени, но все же принадлежащие к русской дореволюционной культуре – Иван Бунин (Нобелевская премия по литературе, 1933)...

Уважающий вас, «смиренный невежда» Н.С. Тимашев, доктор прав, заслуженный профессор Фордамского ун-та, Американского социологического общества; Почетный Председатель Н.-Й. отдела Американского католического социологического общества, бывший профессор права Петербургского Политехнического института, профессор Берлинского, Пражского ун-тов. Сорбонны, временный профессор Гарвардского ун-та, обменный профессор по закону Фулбрайта, посланный от США в Голландию. Также: автор 18 книг (в 16 переводах), нескольких сот научных статей и свыше 2000 газетных статей в разных странах и на разных языках...

Но вернемся в Дом Свободной России. И в конце 1960-х – начале 1970-х он еще принимал в своих стенах русских антикоммунистов. Так, 4-5 ноября 1967 года там проходил 6-й съезд СБОНР, который собрал делегатов из США, Канады, Австралии, Аргентины и Бельгии. Произошло слияние организации с подобными ей – и на основе «Пражского манифеста» была принята «Декларация освободительного движения», в которой подтверждались программные цели: 1) свержение диктатуры, роспуск КПСС и КГБ, 2) создание свободной демократической федеративной России, 3) установление частной собственности, 4) ликвидация колхозов, 5) рабочее законодательство, независимые профсоюзы, 6) ликвидация цензуры, 7) свобода религий, 8) освобождение политзаключенных, 9) обеспечение пенсиями и пособиями, 10) прекращение политики агрессии и подстрекательства; прекращение гонки вооружений.

По-прежнему проводились митинги – не столь массовые, но проводились; читались лекции, праздновался День непримиримости... Но помимо внутренних процессов, определяющих жизнь нашей эмиграции во главе с ее князем, как-то: увеличение русской эмиграции после войны, укрепление ее социального статуса, накопленный диаспорой опыт культурного строительства и ведения политической борьбы, – помимо внутренних процессов, наша эта жизнь зависела и от внешних факторов. И если в послевоенные годы векторы внешних и внутренних движений удачно совпадали, то к 1970-м ситуация изменилась.

Но, главное – произошла смена поколений. Старшее поколение ушло в мир иной. Со смертью самого князя Сергея естественно возник вопрос о новых лидерах, которые могли бы продолжить его дело в созданных им организациях. Безусловной, единственной кандидатуры не было, договариваться оказалось сложно. Начался обратный, диффузный, процесс перевода объединенной социально-политической практики эмиграции под начала отдельных организаций. Начался и процесс сворачивания собственно политической активности эмиграции, рассеяние энергии.

Еще в 1930-е гг. ведущие мыслители Русского Зарубежья говорили о том, что освобождение России не может быть достигнуто путем интервенции, а станет результатом освободительного движения внутри России. Да, они вели антикоммунистическую пропаганду, распространяя соответствующую литературу в Советском Союзе, некоторые занимались даже террором с одной целью: активизировать антикоммунистическое движение внутри стран проживания – для поддержки внутреннего процесса разложения Советского Союза. При этом подчеркну, что Зарубежная Россия, вопреки обстоятельствам, не отказалась от главной, вполне жертвенной, своей созидательной задачи – сохранение русской культуры. И эту задачу она ведь выполнила. И какое культурное богатство подарила русская эмиграция мировому сообществу!

Все кончилось тем, что новой советской элите (как оценил ее социолог-эмигрант проф. Тимашев, – элиты буржуазной по своей природе) стало тесно в формате социализма, и она совершила очередной переворот. Впрочем, и советский народ был уже совсем не советским. Словом, пришло время – и дистопия распалась, как и должно было быть.

Однако доскажем все-таки коротко нашу историю об аристократе Русского зарубежья – князе Белосельскорм-Белозерском. Князь Сергей и княгиня Светлана прожили счастливую жизнь. Их чувства сохранились до последнего земного дня их совместной жизни. В семье было две дочери – Марина и Татьяна. В 1969 году кн. Светлана заболевает и умирает. После ее смерти кн. Сергей не сумел оправиться. Ведь он уже разменял восьмой десяток... Он еще сохранял роль лидера русской антикоммунистической диаспоры. Но окружающие заметили, как его активность постепенно сходит на нет, подводит и здоровье. Князь Сергей Сергеевич Белосельский-Белозерский скончался в 1978 году после долгой болезни.

Его Дом Свободной России продолжал еще жить и работать. Последними председателями-держателями Дома были С.С. Зилоти (1907–1992), председатель правления Американско-российского союза помощи, и, наконец, М.А. Ромаш. Он-то и рассказал о последних годах Дома Свободной России.

В начальные 1990-е, когда уже не было в живых Зилоти, а старая гвардия была так стара, что ей казалось – и мир устал, и сил бороться уже не осталось, Дом был продан. На вырученные деньги был отстроен другой русский центр – «Отрада», действующий и по сей день; это общественное объединение с общекультурными целями и большими интересными проектами. Никакой политики. В поместье есть и отдельный дом им. князя С. Белосельского-Белозерского.

Так исчез с карты США Дом Свободной России. Однако, Россия все-таки была освобождена – и я верю, что большая заслуга в том именно Зарубежной России, ее 70-летнего труда, и лично – князя Сергея. Русская культура и традиции, хранимые эмиграцией, вернулись на родную землю. В книгах, идеях, надеждах. Звучит утопично?.. Но приведу слова одного из мыслителей Зарубежной России Н. Бердяева: «Утопии играют огромную роль в истории... Утопии могут быть движущей силой и могут оказаться более реальными, чем более разумные и умеренные направления... утопии могут осуществляться и даже в большинстве случаев осуществлялись... утопии глубоко присущи человеческой природе, она не может даже обойтись без них. Человек, раненный злом окружающего мира, имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни». И разве не будет счастлив тот, кто попытается возмечтать или выстроить свою утопию?..

Нью-Йорк

 



* По материалам статьи Марины Адамович «Унесенные ветром. Русская утопия князя С.С. Белосельского-Белозерского», Новый Журнал, 2015, №278. С сокращениями и дополнениями.

 [1] Об Обществе «Родина» и судьбе его музея см. статью «Русский Дом "Родина" - центр русской культуры в США» в ТРМ-16.  



В оглавление ТРМ №17