ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №15 ("Философия русской культуры")
  "КРАСОТА СПАСЕТ МИР"

В Касимове Россия оживает

Галина Александровна Ларчева

Пресс-секретарь Касимовской епархии,
член Союза журналистов России, г.Касимов 


«История города Касимова потому важна для России, что касимовские цари со своими подданными татарами воевали за русскую землю и участвовали почти во всех войнах и походах против врагов ее, начиная с самого основания Касимовского царства и до его уничтожения, т.е. с эпохи Василия Тёмного и до времен Петра Великого»[1].

               Прав наверное, касимовский мещанин Н.И. Шишкин, составивший одно из первых исторических описаний родного города. Но история древнего Касимова интересна для любителей русской старины  не только  поэтому. История  Касимова – одно из многочисленных свидетельств об особом духе России, который,  по словам Николая Бердяева, делает особой миссией  и  роль нашей страны  в мировой истории: «Справедливость мировых задач России предопределена уже духовными силами истории… но  таинственная страна  противоречий, Россия,  таит в себе  пророческий  дух  и предчувствие новой жизни и новых откровений»[2].
               Новая жизнь  России основана на ее духовной составляющей – православной вере, которая  с древних времен  объединяла народ,  что особенно ярко проявляется на  всем почти тысячелетнем временном  пути города Касимова. 
 

От Городца Мещерского  до Касимова

По свидетельству древних летописей, основателем города-крепости на левом берегу излучины Оки (1152) является князь Юрий Долгорукий, ранее основавший Кострому, Переславль, Юрьев и другие русские города, а также Москву (1147). Поэтому Касимов часто  именуют «младшим братом» Москвы. В XIV веке город был сожжен и разрушен монголо-татарами, а затем отстроен заново чуть выше по реке, получив название – Новый Низовой город (по отношению к Москве, которая располагалась выше по течению). В XV веке междоусобица вынудила татарских царевичей Касима и Якуба покинуть Золотую Орду и поступить на службу к московскому государю Василию II Темному. Князь был заинтересован в привлечении сильных союзников, и в 452 году город и соседние села были пожалованы  одному из братьев – Касиму, которому удалось создать в этом месте удельное татарское ханство (царство), находившееся в полной зависимости от Москвы. Свое современное имя город  получил в 1471 году,  после  смерти  хана Касима. 

В XVII веке  историческая миссия этого своеобразного форпоста защиты Московского государства от набегов Казанского, Астраханского и Крымского ханств была выполнена, тогда и началось его ослабление и слияние касимовского ханства с остальными российскими территориями. Примечательно что, будучи на протяжении более чем 200 лет столицей татарского ханства, Касимов был и оставался православным городом, в котором в конце XVII века  действовало 12 церквей и 2 монастыря. Да и многие татары, верой и правдой служившие русским князьям, принимали православие, как например последний хан Касимова – Сеид Бурхан, крестивший и всех своих восьмерых  детей.

В начале XVIII века деревянные церкви в городе постепенно стали заменяться каменными. Одним из первых свой современный облик приобрел Богоявленский храм (1700г.), через год – Никольский. После пожара 1828 года, когда сгорела большая часть Касимова, начали строиться и каменные здания, многие из них на сегодняшний день являются архитектурными памятниками. Был принят план застройки города. В 1854 году в центре города по проекту губернского архитектора Н.И. Воронихина был возведен Вознесенский собор, прародительницей которого являлась соборная деревянная церковь Вознесения Христова,  упомянутая в писцовых книгах 1571 года. По проектам местного самородка, талантливого архитектора И.С. Гагина построено несколько самых красивых и своеобразных городских зданий на центральных улицах, обустроена Соборная площадь, представляющая собой архитектурный ансамбль  из трех храмов, особняков касимовской знати  и торговых рядов.

 

Все это здесь происходило

            В Касимове дважды побывал Петр I. Первый раз – в 1695 году. За один день своего пребывания он осмотрел город и отдал несколько распоряжений. Нечаянно перекрестившись на татарскую мечеть, построенную еще царевичем Касимом, государь вспылил и приказал пушечными залпами снести ее, и только настоятельные просьбы татар помогли её не разрушить до основания. Во второй раз государь посетил город в 1722 году, проездом. В его  свите был шут и острослов Иван Балакирев, выходец из старинного дворянского рода. Он узнал, что место правителя города на тот момент не занято, и попросил у царя позволения именоваться ханом Касимовским. Царь в шутку дал согласие, так в Касимове снова появился «хан». Первоначально этот титул был формальным, но после смерти Петра по указу Екатерины I, Балакирев получил право владения бывшими имениями касимовских царей, чин поручика лейб-гвардии и титул «царя касимовского». Умер И. Балакирев в Касимове. Его могила предположительно  находится за алтарем Богоявленской  церкви.

Во время войны 1812 года в Касимове были организованы госпитали для больных и раненых. Несколько городских зданий были приспособлены под лечебные учреждения. В касимовском госпитале проходил практику отец Федора Достоевского – Михаил  Андреевич Достоевский, студент медико-хирургической академии. Леонид Кузнецов, автор исторических хроник о Касимове, так пишет в своей книге «Из века в век переходя»: «Касимовцы с большим пониманием отнеслись к  задачам, вытекающим из обстановки военного времени – мужчины и женщины…помогали создавать госпитали, представляли транспорт для раненых, собирали холст для перевязки ран, лекарственные травы». Автор уверен, что «дойди дело до вторжения французов на территорию касимовского уезда, потомки кривичей и мещеряков  на деле доказали бы свою принадлежность к русским. Недаром М.И. Кутузов писал о своем народе: Я счастлив, предводительствуя Русскими! Но какой полководец не поражал врагов, подобно мне, с сим могущественным народом! Благодарите Бога, что Вы Русские, гордитесь сим преимуществом и знайте, чтоб быть храбрым и быть победителем, довольно быть только Русским».

Многими интересными фактами из нашей истории можно еще поделиться: о том, как знаменитая «касимовская невеста», Евфимия Всеволожская, чуть не стала женой царя Алексея Михайловича;  и о том, что в 1920 году Борис Пастернак гостил в Касимове у своего дяди, брата матери, известного касимовского врача Иосифа Кауфмана и не раз делился своими впечатлениями о городе; и о том, что в Касимове родилась переводчица сказок Андерсена Анна Ганзен (Васильева), благодаря которой Дюймовочка, Оле-Лукойе  и другие герои этих чудесных сказок заговорили по-русски.

Но помнят в городе и о других, менее известных, но не менее значимых личностях, внесших значительный вклад в культуру и оставивших след в истории нашего города.  

 

Что имеем, то храним…

Касимов удивительным образом издревле и до нынешних времен сохранил свои культурные и исторические традиции. В городе особенно сильны традиции в области искусства. Пожалуй, главные из них – театр и музыка. Если начинать издалека, то  одними из ярких личностей в этой области были представители старинного дворянского рода Олениных, чьё имение находилось за Окой, в нескольких километрах от Касимова.

О славном роде Олениных стоит поговорить отдельно. В этом роду были такие выдающиеся личности как: Алексей Николаевич Оленин – действительный тайный советник, статс-секретарь, член Государственного Совета; директор Императорской Публичной Библиотеки, президент Императорской Академии Художеств, художник, археолог; певица Мария Алексеевна Оленина д’Альгейм; Петр Алексеевич Оленин, живший некоторое время в Касимове – писал пьесы под псевдонимом «Волгарь», участвовал в постановках народного театра; Александр Алексеевич Оленин, закончив Московскую консерваторию, писал оперные и другие музыкальные произведения, после революции организовал хоровую капеллу при Касимовском Народном театре, и др.

В послереволюционные годы, вплоть до Великой Отечественной войны, в городе сохранялась насыщенная театральная жизнь.

В 60-е годы расцвет народного театра связывают с именем  А.Ф. Серенко, впоследствии работавшего режиссером Театра на Таганке, и заслуженного деятеля искусств РСФСР В.А. Орлова, спектакли которого показывались на сцене Кремлевского театра и получили диплом Всероссийского смотра народных коллективов.

Традиции достойно поддержали молодые режиссеры, выпускники Московского института культуры (филиала МГИК в г. Тамбове). В городе особенно помнят спектакль «А зори здесь тихие», поставленный режиссером Татьяной Серебрянниковой к 30-летию Великой Победы, получивший  диплом лауреата на Областном конкурсе, посвященном Победе в ВОВ.

Есть такое понятие – люди  культуры.  Духовное наследие  этих творческих  личностей (да  и не только их, эти имена – наиболее яркий пример) –  движущая сила для  будущих  поколений. Их помнят в городе, у них учатся, их работу продолжают новые люди. И эта цепочка не прерывается.

 

Красоте сиять неугасимо… А хотите знать, где красота?

Уникальной живописностью города восхищались все путешественники, побывавшие здесь. Великий князь, будущий император Александр II, посетивший город в 1837 году вместе со своим наставником, поэтом В.А. Жуковским, так выразил свои впечатления о городе: «С той стороны (с северо-востока) Касимов – деревня, а из-за реки – губернский город». А один современный турист сказал: «Все рассказы о красоте этого города – ничто по сравнению с моими собственными впечатлениями от увиденного… бродил бы здесь часами, днями, неделями, не ел бы, не спал бы … любовался…». 

Испещренный оврагами, как морщинами,  сияющий белоснежными храмами древний Касимов, расцветающий каждой  весной вместе с белой кипенью городских садов, неизменно привлекает к себе кинематографистов и поэтов, художников, писателей  и журналистов.  

Протоиерей Анатолий Сергеевич Правдолюбов, древний священнический род которого происходил из Касимова (четверо его родственников были причислены к лику святых), писал в 1972 году иподиакону Святейшего Патриарха Пимена Геннадию Нефедову: «… Когда я выписал себе пластинку с латвийским гимном и видом Риги на этикетке, вид Риги сразу напомнил мне – Касимов! Не смейтесь! Рига несравнима, конечно, с Касимовом, но равномерность распределения красивых домов с церковными башнями, из коих три имеют крыши шатрово-остроконечные, а иные имеют длинные шпили, напоминает Ригу по какой-то необычайной стройности ансамбля. Напоминал когда-то. Сейчас на чей-нибудь взгляд Касимов, может быть, и нисколько не безобразнее старинного, но старику жаль прежней, неповторимой, исторически сложившейся красоты. Впрочем, ныне жалеют о старых зданиях многие, но вернуть их уже нельзя».

Вернуть нельзя, но можно сохранить оставшееся. Рухнул безбожный Советский Союз, закончился социализм. После того, как из церквей выселили склады и базы, по малой толике, по крупицам, священники во главе с касимовским подвижником протоиереем Владимиром  Сергеевичем Правдолюбовым восстанавливали и, по мере возможности, сохраняли православные памятники. Как и в старые времена,  средства «на храм» выделяли  богатые (и не очень) горожане.  Думаю, история также сохранит их имена, как имена главных устроителей храмов в прошлые века.

 

«Для меня  жизнь  Христос, и смерть приобретение»

Эти слова апостола Павла в полной мере можно отнести и к  новомученикам,  которыми  прославлена касимовская земля. Духовная сила их подвига  и сейчас оберегает  древний город.

39 имен священников и простых мирян, не отступившихся от веры и пострадавших за нее в годы репрессий, было внесено в список касимовских святых. Среди них священномученики Матфий Рябцев и Михаил Дмитрев, священноисповедник Николай Сперанский.

В 1905 году отец Матфий (Матвей Михайлович Рябцев)  был назначен служить в Вознесенский собор г. Касимова. Одновременно работал заведующим Касимовской церковноприходской школой, законоучи­телем и учителем латинского языка в городской мужской гимна­зии. Когда началась первая мировая война и в городском лазарете разместили раненых воинов, отец Матфий стал нести службу среди раненых. Как пишет о нем в своей книге «Религиозная история Касимова» прот. Владимир Правдолюбов, отец Матфий был очень уважаем в городе, и на исповедь в  храме к нему обычно выстраивалась большая очередь, несмотря на то, что он являлся лишь младшим священником собора.

В  1918 году иерея Матфия Рябцева арестовали и расстреляли у стены городского кладбища, где он и был похоронен. Говорят, что солдаты карательного отряда стрелять в священника отказались, и его застрелил сам большевистский комиссар Кокорев. Через несколько лет, когда комиссар скончался от мучительной болезни, могилу ему советская власть определила в центре Соборной площади,  рядом с храмом, в котором служил убитый им священник. А улица, ведущая к кладбищу, где покоился отец Матфий, названа именем Кокорева, как бы для  постоянного напоминания о случившемся  в то страшное время.  

Протоиерей Михаил Андреевич Дмитрев (Селищенский) происходил из древнего священнического рода. Служа в самом бедном приходе Касимовского уезда с. Селищи, отец Михаил  построил в селе церковь и церковно-приходскую школу, где сам и преподавал. Мало того, организовал пожарную команду из селян, помогал всем и каждому и словом, и делом. При нем село поднялось и  окрепло. Этот священник жил одной жизнью с народом, и крестьяне его любили. 

О трагическом конце его жизни пишет прот. Михаил Правдолюбов: «…В доме отца Михаила стали проводить обыски. Приходили, как правило, ночью, собирали всех в одной комнате и переворачивали все в доме. Искали повода, по которому можно было бы отца Михаила арестовать и отправить в тюрьму. Но ничего не нашли. Тогда конфисковали имущество: вывезли почти все, даже музыкальные инструменты – рояль и фисгармонию. Наконец, нашли причину для ареста – неуплата налогов. Отца Михаила арестовали. Вскоре назначили суд, но власти не ожидали, что на этот суд соберется множество народа. Пришли селищинские жители и заполнили здание суда. Они окружили отца Михаила и не отходили от него, пока шло судебное заседание. Доказать вину отца Михаила не удалось, и люди надеялись, что его освободят. Но когда судьи вышли после своего совещания и объявили приговор – три года тюрьмы и пять лет ссылки, произошло народное возмущение. Все повскакали с мест и стали кричать: «Не отдадим батюшку! Мы не выпустим его отсюда!» Сыпались откуда-то разбитые стекла, трещали сломанные скамейки. Когда попытались вывести отца Михаила из зала суда, разбили стеклянные двери, окружили его и никого к нему не подпускали. Многие кричали: «Где судья?» В зале появился важный деятель НКВД и приказал отцу Михаилу: «Усмирите народ!» И стоило священнику обратиться к народу, как воцарилась полная тишина. Он попросил людей успокоиться и предоставить все воле Божией. Только тогда смогли вывести отца Михаила из здания суда и отправить в тюрьму. Но люди не успокоились. Целая группа жителей села отправилась в Москву и добилась освобождения отца Михаила. Власти, видимо, опасались народных волнений, поэтому отменили приговор касимовского суда. Отец Михаил вернулся в Селищи и продолжал служить. …Вскоре в одну из ночей за отцом Михаилом снова пришли. Он томился в заключении еще два месяца. В ночь с 1 на 2 декабря 1937 года, в день памяти иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», отец Михаил был расстрелян».

В 1937 году по клеветническому доносу был осужден и протоиерей Николай  Стефанович Сперанский. На допросах следователей изумляла его твердая убежденность в вере. Он никогда не кривил душой. Его дочь Татьяна Сперанская пишет о нем: «В 1941 году его хотели досрочно освободить из заключения ввиду болезни. Готовя документы на освобождение, спросили: «Сперанский, ты освобождаешься. Скажи, что будешь делать на воле?» «Как что? ответил отец Николай. Буду служить Богу». Его вернули в барак, и он был вновь осужден на десять лет.

Долгие четырнадцать лет провел протоиерей Николай Сперанский в лагерях, только в мае 1951 года смог вернуться домой. Но едва он переступил порог дома,  как пришли представители власти и объявили, что жить ему здесь запрещено и он должен уехать в течение 24 часов. Семье Сперанских пришлось покинуть родные места... С 1951 года отец Николай служил настоятелем храма в селе Ардабьево Касимовского района. Вся его жизнь без остатка была посвящена ревностному служению во славу Божию».

 

Касимов – кафедральная столица

Пробуждением  национального  самосознания  можно назвать  всплеск патриотических чувств касимовцев, случившийся в начале двухтысячных годов,   в период подготовки к празднованию 850-ти и 855-летнего юбилеев города. Летом 2002 года при огромном скоплении людей Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был освящен Вознесенский собор,  с его крыльца  на всю Соборную площадь прозвучало Патриаршее благословение городу и его жителям.  После сумасшедших девяностых, периода разрушения  идеалов, люди вдруг  начали понимать, что свою родину можно хвалить, а не только хаять, что им  есть, чем гордиться.  И не случайно в конце 2011 года Касимов стал кафедральной столицей, после того как из состава Рязанской епархии были выделены Касимовская  и Скопинская епархии.

По мнению управляющего Касимовской епархией епископа Касимовского и Сасовского Дионисия, «провинция – это и есть сердце России, где живет много талантливых и умных людей. Я искренне рад, что кафедральной столицей епархии стал Касимов – древний город с очень богатой церковной историей, город новомучеников, город добрый и благочестивый, где на 30 тысяч населения действуют шесть храмов. Здесь я увидел в людях желание нести труды и заботы и  благоустраивать свою религиозную, культурную, общественную жизнь».

Владыка Дионисий убежден, что «если мы не сохраним то, что осталось нам от предков, этот мир нам уже принадлежать не будет. Памятники культуры являются  мощным рычагом  для воспитания  национального патриотического чувства не только подрастающего поколения, но и  взрослых людей, поскольку  основные проблемы нашего общества – не политические или экономические, а нравственные».

Большинство касимовских городских храмов теперь приведены в порядок. Украшением города стала Троицкая   церковь, в хорошем виде находятся Благовещенский, Никольский храм. В преддверии нового года был открыт после ремонта  Вознесенский собор, полностью обновивший  свой внутренний интерьер.  Идея окончательной реставрации  Вознесенского кафедрального собора, выдвинутая управляющим епархией, буквально объединила касимовцев – принято решение восстановить даже разрушенную в 60-х годах прошлого века  колокольню.

Все храмы города интересны и своеобразны, у каждого своя неповторимая история. Кроме того, в касимовских храмах хранятся ценные  православные святыни. Например, в Никольском храме находится самый древний в России список иконы Казанской Божией матери, которому более 500 лет. Несомненно, Касимов – это сокровищница культурных и исторических памятников, и, хотя многие потери за почти столетний период являются невосполнимыми, нам есть еще что сохранять и чем гордиться.

 

Особый дух России

Культура  маленького провинциального городка на Оке    часть большой, многогранной российской культуры, часть общей российской духовности. Было бы наивно говорить о мировой значимости провинциальной культуры, но – по степени воздействия на людей – можно и нужно. Дмитрий Быков в своей книге о Борисе Пастернаке, гениальном русском поэте и писателе, вышедшей в серии ЖЗЛ, пишет, что жить в Касимове поэту нравилось больше, чем в Москве. А вот что писал о Касимове сам Пастернак: «Касимов… это что-то вроде русского Марбурга. Он древнее Москвы, бывшая столица татарского царства, очень живописен… Россия оживает, и в Салтыкова-Щедрина просится уже не провинция, а в сравнении с ее разумной жизнерадостной человечностью, скорее уже сама Москва».

Духовные накопления наших предков составляют национальную историческую память, которая пока не утрачена в провинции. Из энергии таких же древних русских городов и  складывается особый дух России, о котором писал Н.Бердяев

И пусть послужит эта духовность, наша «разумная жизнерадостная человечность»  новой жизни, новым откровениям и дальнейшему возрождению православного города Касимова и всей России.

 


[1]  Н.И.Шишкин. История города Касимова с древнейших времен. Издание 2-е, исправленное и дополненное, Рязань, Типолитография Н.Д.Малашкина, 1891 г.

[2] Н.А.Бердяев. Судьба России (Сборник статей, 1914 – 1917).


В оглавление ТРМ №15