ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №12 ("Монархия и престолонаследие")
НАША КУЛЬТУРА: ВЧЕРА - СЕГОДНЯ

ГРОЗА НАД РУСЬЮ

Татьяна Витальевна Серебрянникова

 

«Вспомним пророческое слово:  Аще  кая  земля оправдится перед богом,  поставляет им царя и судью праведна и всякое подает благодеяние; аще же которая земля прегрешит пред Богом, и поставляет царя и судей неправедна, и наводит на тое землю вся злая!"

                            А.К. Толстой «Князь Серебряный

 

Погружаясь мыслями в историю России, каждый из нас сталкивается с образами православных царей, ибо история России неразрывно связана с самодержавием и монархизмом. Одним из самых колоритных образов в этом ряду является образ царя Иоанна IV (Грозного).  Сегодня идеи о восстановлении монархической формы правления в России довольно популярны. Поэтому фильм «Гроза над Русью» по роману А.Толстого «Князь Серебряный», о котором пойдет речь в этой статье, как нельзя лучше соответствует духу времени.

Мы побывали на демонстрации этого фильма в Белом зале Московского Дома Кино. Несмотря на то, что фильм был снят в 1990-х годах, он практически не вышел на широкий экран. Было всего два-три показа фильма в те годы, и два показа телевизионной версии несколько позже (один раз в 1996 году и один раз в 2002 году) и это при том, что в фильме снимались такие звезды отечественного кино как Олег Борисов (Иоанн Грозный), Сергей Бондарчук  (Дружина Морозов), Виктор Степанов (Малюта Скуратов), Вацлав Дворжецкий (Митрополит Филипп), Николай Трофимов (Михеич, стремянной при Князе Серебряном). Эти роли, безусловно,  стали вершиной мастерства русской актерской школы. Фильм был поставлен талантливыми режиссерами Алексеем Салтыковым  и  Михаилом Селютиным.

После просмотра фильма, вышедши из зала и очутившись в водовороте московской суеты, я никак не могла найти ответа на вопрос о том, почему такой потрясающий до глубины души фильм с участием таких замечательных актеров не нашел своего зрителя в 90-е годы? Ответ пришел позже, после того когда я встретилась и поговорила с режиссером Михаилом Селютиным.

Безусловно, время царствования Иоанна Грозного было одним из самых трудных по своей жестокости периодов в истории русского народа, сопоставимого по своей жестокости со временем ленинско-сталинских репрессий. Поэтому очевидно фильм и получил такое название: «Гроза над Россией». Алексей Константинович Толстой в своем романе «Князь Серебряный» писал: «Да поможет бог и нам изгладить из сердец наших последние следы того страшного времени,  влияние которого,  как наследственная болезнь, еще долго потом переходило в жизнь нашу от поколения к поколению!»

С самых первых кадров фильм захватывает и поражает своей необыкновенной глубиной, подлинность происходящего. Загадочным образом вернулось время на сотни лет назад:  без прикрас, без грима и  купюр. Здесь все было подлинно и, казалось, что можно было потрогать руками землю, влажную и холодную, куски которой летели из-под копыт лошадей.  Почувствовать на своем лице ветер с полей, вид которых вызывал щемящую тоску. Побывать в темном, неприветливом  лесу, где пахнет дымом догорающих костров, а  у озера живет колдун.  Увидеть старые  бревенчатые дома,  почерневшие от дождя и белокаменные Храмы… А в Храме том – молящийся Царь в черных одеждах монаха. И как «черная грозовая туча» – вокруг него – его свита, в таких же монашеских платьях,  где слышен шепот предательства и ненависти.  Царь верит и сомневается, он властвует и скорбит. Он – хитрит со своей совестью, милует и казнит. И,   кажется, что вот-вот разразиться «гроза»… Разве не схоже это с нынешним временем? И не поэтому ли фильм пролежал на полках почти 20 лет?

Но вот появляются Князь Серебряный, а затем боярин Морозов. Их  светлые и ясные лица, благородство поступков, мудрость и сила, нежная и преданная любовь к Алене - подобны «свежему ветру» в темном сыром бору...  И  страхи рассеиваются… 

Органично и пронзительно вплетается в образы полифония звуков: голоса героев, молитвы,  церковные  хоралы, колокола, народная песня.  Сильным, непревзойденным по своей музыкальной окраске оркестром звучит этот фильм, наполняя зрительские сердца музыкой минувшего времени, оставившего нам не лучшее наследие… 

Стихли последние трагические ноты, погас  экран, и  включили свет в зале,  а  зрители остались сидеть на своих местах,  потрясенные и тихие...

Не сразу стало понятно, что  делать с  чувствами и мыслями,  нахлынувшими в этот момент. Так  хотелось поблагодарить авторов за хорошее кино, за правду, за настоящее искусство, где лица героев, их жесты и взгляды, где каждое слово, каждая деталь костюма имеет свой особенный запах и цвет того времени.  Поблагодарить,  за то, что зрители оказались свидетелями огромной любви и  величайшей боли  за Русь и  за  ее народ.

                И конечно, после этого нельзя было не встретиться с Михаилом Селютиным (соавтором, режиссером,  директором фильма). На этой встрече, спустя несколько после показа фильма, нам удалось узнать многое, что осталось за кадром.

 Для каждого автора большая радость наступает в тот день, когда он сможет поделиться    своим  творением.   Что вы чувствовали, когда после стольких лет забвения состоялся показ фильма « Гроза над Русью»?

Да,  для меня стало  большой  радостью и неким  откровением, когда Гильдия актеров кино откликнулась на мое предложение сделать показ 2-х серийного варианта «Гроза над  Русью».

В прошлом году Олегу Ивановичу Борисову (сыгравшего в фильме Иоанна Грозного,  могло исполниться  80 лет, а так же и Николаю Трофимову (исполнителю роли Михеича). Не стало за эти годы Виктора Степанова (так мощно и достоверно сыгравшего Малюту Скуратова), нет с нами и Сергея Бондарчука (мужественного и мудрого  Дружины Морозова - опального  боярина), и Вацлава Дворжецкого (исполнителя трагической роли Митрополита Филиппа). Умер после завершения фильма Алексей Салтыков - талантливый русский режиссер. Скоропостижно скончался на съемках актер  Юрий Астафьев (сыгравший  боярина Вяземского).

14 февраля - Прощеное воскресенье и День Памяти  ушедших от нас близких. Эта дата  в нашей Православной культуре – важный день,  и это хорошо, что он соблюдается сегодня. Показ фильма накануне такого Дня – это дань ушедшим из жизни актерам, режиссеру – всем,  кто  создавал этот фильм. 

Меня, конечно, волновало - придут ли зрители на кино, снятое почти 20 лет назад? И когда я оказался в зале - я был потрясен, потому что зал был полон, а среди зрителей  было много молодежи. Значит все,  что было  пережито  ради этого фильма - не напрасно.

Михаил Михайлович,  расскажите,  как и почему в действительно трудные для кинематографа 90-е годы появилась идея - снять фильм о первом Русском Царе – Иоанне Грозном?

Тема монархии, власти  всегда, во все времена интересовала искусство. В этом смысле личность Иоанна Грозного – уникальна. В своей переписке с беглым князем Курбским он, по сути, заложил теоретические основы монархизма. И ведь именно с него, с Иоанна IV можно условно начать отсчет строительства государственности на Руси. Иоанн Грозный, тот русский царь, который   не просто  правил государством, он понимал свою власть, как данную Богом «ответственную работу».  Царь, который за время своего правления укрепил и объединил Русь, уничтожал всех и каждого, кто,  как казалось ему,  вступал с ним в противоречие. «Ваше дело холопье  - повиноваться, - писал он князю А.Курбскому, - а я за вас отвечу перед Богом…».

Также как и в те годы, в 90-е годы в «атмосфере»  нашей жизни было нечто тревожное, неустойчивое. Борьба за власть разворачивалась на наших глазах. Было ли желание народа во всем этом участвовать? И да и нет. Вопрос взаимоотношения Народа и Власти – извечный, а поэтому он интересовал, и будет  интересовать кинематограф. Может, поэтому  взоры  кинематографистов в то время и обратились к бестселлеру  начала 19 века - роману А.К. Толстого. Вы знаете, ведь в то время появилось 14 сценариев  по этому роману...

Расскажите, как создавался этот фильм?

В конце 80-х годов,  один мой товарищ (коллега-режиссер),  позвонил мне и сказал, что  режиссер А. Салтыков предложил совместно снять фильм по роману А.К. Толстого «Князь Серебряный».  Но, так как этот мой товарищ не смог сам работать,  он предложил Салтыкову меня, о чем и сообщил мне. Недели  через две Салтыков  сам уже говорил со мной о совместной работе.

Я в то время работал на киностудии Оборонной промышленности, занимался документальным кино – был занят, но не смог отказаться от такого интересного предложения, и взял отпуск на год.

                Алексей Александрович Салтыков сразу предложил актеров, перечислил их имена.  Сам материал фильиа, талантливая режиссура и сильнейшие актеры – это было то, о чем я давно мечтал. Но дальше начались «интриги». Конфликт между Салтыковым и продюсером фильма закончился увольнением Салтыкова. Мне предложили продолжить работу над фильмом самостоятельно, обещая найти режиссера. Но я от этого отказался. Таким образом, мы с Алексеем Салтыковым оказались «на улице», но решили, что работу над фильмом не прекратим.

                Каким-то чудом нам удалось найти другого продюсера и съемки возобновились в Великом Новгороде, где у Салтыкова сохранились старые связи. Параллельно, жена Салтыкова нашла компанию в Канаде, которая давала нам хорошую аппаратуру для съемок и пленку. И мы ждали, когда  приедет их оператор с аппаратурой (таковы были условия). Кроме всего прочего, мне удалось вовремя вывести с киностудии им. Горького все костюмы и реквизит. Я приехал, подписал Договор,  и на нескольких машинах мы все это вывезли в Великий Новгород…  Оказалось, что случай  и здесь помог нам: в  тот момент  это никому не было нужным для съемок. Пока мы ждали аппаратуру, пленку и оператора,  О. Борисов, С. Бондарчук и В. Степанов работали над сценарием и ролями.  Задолго до съемок мы обсуждали с актерами: что и как  будем играть.

Олег Иванович Борисов  часто повторял:  для него  главное в образе Царя Иоанна,  «что важно и должно сыграть - это вера и власть. И власть, – повторял он, – власть, потому что только это и делает Царя истинным монархом. Власть, потому что именно это делает государство единым.  Власть, потому что именно это заставляет Народ повиноваться и чувствовать себя защищенным…»

Алексей Салтыков был просто счастлив. Он говорил мне: «Миша, то, что мы с тобой «напридумывали» – это не в счет…   посмотри, как они работают!  Вот, что они скажут сейчас, то и будем делать…!»

На роль Князя  Серебряного  у нас какое-то время не было актера.  Претенденту на эту роль, очень популярному в те годы тележурналисту, ведущий  программы «600 секунд», мы отказали, так как он мог сниматься только 2 дня в неделю... В Новгородском драматическом театре мне приглянулся молодой актер Анатолий Устинов. У него были светлые волосы, голубые глаза, да  и роли  в театре были «в бороде»,   смотрелся он со сцены привлекательно. Первая роль в кино всегда дается не просто.   Устинов  очень смущался и робел в присутствии Народных  артистов СССР:  Сергея Бондарчука и Олега Борисова. Но  наши «старики» понимая, как молодому актеру сложно первый раз находиться перед камерой,  помогали ему,  поддерживали.  И никакой «звездности» у Народных артистов не было.   Анатолий Устинов замечательно  справился с ролью!  Он очень точно сумел пронести через весь фильм образ светлого, честного и благородного  человека,  преданного Отечеству. Он не пошел против царя, готовый подчиниться его воли. Но жизнь свою посвятил  Отечеству, сражаясь за земли русские против татар.

Из  Канады приехал и оператор. Он сделал несколько проб…, мы посмотрели результаты пробных съемок  - это был брак. «Оператор» из Канады  оказался обычным  фотографом.   В тот же день я поехал на киностудию  «Мосфильм», нашел  нашего замечательного оператора Сергея Бирюка, с которым мы и сняли «Грозу…» И было хорошо, что делая свое дело, мы ни от кого не чувствовали зависимости – мы сами решали свои проблемы.

Были сложности со средним звеном, с обслугой на съемках… Начались времена, когда  у людей резко снизился уровень жизни, у них не было денег, а нам надо было чем-то кормить людей. Вспоминаю, что мы на съемках  организовали комнатку-склад,  где находились продукты, которыми мы и кормили людей. Мы закупили  макароны, крупы, сахар, консервы разные. Вот так мы все  и выжили.

Не имея павильонов, снимая на натуре,  мы  «догоняли» лето  уже в начале  наступающей зимы. Ставили авиационные пушки, подогревая ими актеров, но иногда замечали, что пар вырывается изо рта. В фильме можно это увидеть, но вот что удивительно…  Даже эти кадры сыграли  свою положительную роль  на атмосферу  событий…  Зябко, холодно и не уютно героям  в том времени…

Но что было замечательным на съемках: это огромная концентрация артистов, наших главных профессионалов, через игру которых приходил нужный настрой всей труппы, та атмосфера, которая и была так необходима. Знаете, это был почти подвиг  – войти в ту эпоху...

Первый раз в истории кино нам разрешили снимать фильм в Софийском Соборе. Когда операторы ставили свет на иконы, нам говорили:  «Не надо, нельзя…  Это может повредить иконам»…  Но все-таки они у нас видны, благодаря Бирюку (нашему оператору). Он сумел   поставить свет и снять внутреннее убранство Храма так, что и иконы видны и лица наших персонажей. Потом,  позже, мы снимали и  в Александрийском Соборе… Именно Храмы помогли нам найти нужную атмосферу, подчеркнуть подлинность происходящего...

Сегодня очень часто режиссерское видение при создании кинофильма на основе  классического произведения  не совпадает с трактовкой   автора, с его позицией. Были ли у вас какие-то несогласия с автором?  Или,  может, кто-то из актеров имел  свою  индивидуальную позицию, свое отношение к герою или  автору? 

Мы снимали фильм в то самое время, когда началась политическая  борьба в России. Развал Союза,  борьба партий,  расстрел «Белого Дома»… Смутное время… Как было смутное время тогда, в середине 16 века, так и в 90-е годы... Смутные времена у русского народа повторяются… Когда Толстой писал этот роман – он столько перелопатил исторического  материала, пережил, переосмыслил.  И мы не хотели отходить от правды, от автора. Мы шли вслед за ним и рядом с ним.

Актеры предлагали посмотреть на эту историю нашими сегодняшними глазами… В сценарии есть моменты, когда речь идет о бунте, и были мысли провести параллели того времени с  нашим временем. Это было бы так узнаваемо… Ведь, что такое драматургия? Это преодоление препятствий. Так вот история России – это драматургия,  это – вечное преодоление препятствий. И писатель А.К. Толстой показал это в романе каждым словом, каждым событием. Нам нечего было  додумывать  и  прибавлять.  Кстати, название фильма мы так же нашли у самого автора. И, Слава Богу, что нам удалось услышать его слово.

Одним из самых сильных художественных приемов  в «Грозе..»  стала музыка. В  фильме так много колоколов, хоралов, молитв, духовного пения.

Спасибо за это композитору Кириллу Волкову, Заслуженному деятелю искусств РФ, Лауреату Государственной премии России,  ученику  А.Хачатуряна. Это наш, русский композитор.  Замечательный человек и талантливый  профессиональный музыкант.  Он специально для нашего фильма расшифровал «стихири», которые принадлежат авторству самого Иоанна. Как известно,  Иоанн IV был хорошо образован, не только писал стихи, но и сочинял духовную музыку,   занимался живописью.

Были ли какие-то особые приемы, с помощью которых вы пытались выразить свое режиссерское  отношение к тому времени?

Вспоминается, что к нам пришла идея, снять «Крест». Крест из людей, идущих по земле с факелами…  Огненный крест как символ неугасаемой  веры и как  очищение жертвенным огнем. Чтобы снять этот эпизод, нам нужны были 800 человек, и мы обратились в одно их военных училищ.  Прихожу я к начальнику училища,  а он говорит, что через день ребята выпускаются. У  них – «Присяга». И мы срочно организовали съемки ночью.  Мы одели мальчишек-курсантов в монашеские плащи, но их не хватило.  Тогда мы использовали шинели и шапки-ушанки –  зимнюю одежду самих курсантов. Была очень темная ночь и в чем наши «артисты» были одеты,  к счастью, не было заметно. Так получилось, что этот эпизод  «с крестом и огнем»  стал заключительным в нашей  двухсерийной  версии фильма.  И  неожиданно, в концепции фильма,  он  прочитался как очищение… 

Да, этот эпизод трагичен и одновременно символичен. Только что Царь казнил множество  безвинных душ, затем «в гневе», ненароком,  он убил своего сына… Гудят и стонут колокола, Слободка объята огнем… Царь на грани безумия... И молится царь, и плачет в своем покаянии. И среди тьмы и мрака появляется «Огненный Крест»:  черные тени людей с факелами в руках.  Они бредут в кромешной тьме, освещая свой путь. Куда они идут, что ждет их? И что ждет Царя? Примет ли господь его покаяние или пошлет очередное испытание?

Да, в этом  эпизоде содержится  много вопросов. Крест как  символ покорности, а огонь обладает  не только очищающей силой…  «Гроза над Русью» – название символичное.  В грозе тоже есть огонь. И огонь может «заговорить» по-другому. В образе огня есть скрытая сила неповиновения  народа. Что будет, если огонь разгорится?

                Я был против такого «окончания» или  «точки» в этой 2-х серийной  версии фильма, но как-то так получилось, что все-таки  именно такая точка была поставлена. И она оказалась  не столько  эмоционально говорящей,  сколько действительно символичной. Кто-то тогда сказал, что «крест» так и будет лежать на фильме. Действительно,  как будто эти слова сбылись. Умерли многие  актеры,  а у фильма такая вот судьба,  которая все еще никак не разрешиться.

Не так давно в связи с круглой датой Народного артиста СССР Олега Борисова вспоминали его роль Иоанна Грозного из фильма «Гроза над Русью»… Кажется, что такую неоднозначную фигуру мог сыграть только он и никто другой!  Как работал Олег Иванович над ролью?

Действительно,  у  Олега  Борисова до этой картины не было такого уровня ролей в кино. И эта роль стала последней большой ролью артиста. Не секрет, что у  актера был очень взрывной и не уживчивый характер. Думаю, каких- либо замечаний он бы не потерпел. Поэтому с ним все было оговорено заранее. От общей трактовки он не отходил. Ну, а все нюансы его актерской фантазии  только играли на образ. Ведь он играл «власть с верой».  Он не просто так выбрал одеяние монаха. В фильме есть только одна сцена, где он был в царской одежде и в шапке   Мономаха. В результате получилась фигура царя «властителя» под одеждами «монаха»«сила»  под одеждами «смирения».  В этом и заключается его особая трактовка роли.

Олег Иванович очень дорожил этой ролью, и роль Царя оказала большое влияние на его человеческую жизнь. Начав сниматься в нашем фильме, Олег Иванович начал строить свой дом за городом. Он говорил, что хочет что-то оставить после себя. И вот эта параллельная «стройка» роли и дома была настолько осмысленна и важна для него, как личности неординарной, можно сказать выдающейся, что нам казалось, что он в тот год употребил все свои душевные и физические силы на завершение  своих  личных проектов.

Я не хочу принижать работы сегодняшних актеров. Но так, как работали актеры  того времени – сейчас мало кто работает. Ведь все было продумано, оговорено, до мельчайших подробностей, и все это надо было воплотить в реальность. Роли проживались задолго до съемок.  Но иногда актеры просили еще и еще дубль. Да, это были дополнительные затраты, но они того стоили!

А как вам работалось с Сергеем Федоровичем Бондарчуком?

У Сергея Федоровича эта была последняя работа в кино... Тогда мы этого не знали. Но работал он в картине так, как в последний раз. С ним вообще было удивительно:  и работать,  и просто  в  общении. Вспоминаю сыгранный им эпизод «в шутовском кафтане». Кажется, ни один здравомыслящий «придворный»  не смог бы выдержать такой обиды и насмешки от самого Царя, предложившего надеть шутовской колпак боярину. И дабы не сойти с ума, покорившись, Дружина Морозов, кладет свою сильную большую руку на седую голову себе самому. И, закрыв  лицо наполовину,  как бы удерживая самого себя и защищаясь от охватившего безумия окружающих, заставляет всю свою силу мысли собраться в единый монолог, где  каждое его слово является примером благородства и правды, которая как острый нож вскрывает «язвы царского правления».  Вот этот его жест  руки – жест силы духа,  мог сыграть и показать только Сергей Бондарчук.

На съемках он очень много работал и много помогал молодым актерам, как своей работой на площадке, так и  человеческим отношением к ним. Он был во всем неординарным. Вспоминается такой случай. Однажды, мы пошли с ним на Новгородский рынок.  У  него тогда для роли были  длинные волосы  и борода. Волосы приходилось завязывать сзади в косичку. В те времена  многие  «бандиты»  носили такие прически.  Люди с любопытством  смотрели на него, толпами собирались… Сергей Федорович с простотой и достоинством терпел людское любопытство. Я «гонял» от него слишком назойливых «поклонников». Но он никогда не раздражался.  И, может,  поэтому людское любопытство превращалось в уважение к нему – люди расходились. Тогда, на рынке, он купил своей жене (Ирине  Скобцевой) в подарок «нечто особенное» – как вы думаете, что?  Деревенский веник! Этот веник, потом поредевший от времени, долго не выбрасывался из дома, потому что он стал памятным предметом, связанным с лучшими временами и последними его съемками в Великом Новгороде.

Присутствие на площадке таких актеров как Борисов и Бондарчук, давали возможность всем актерам тянутся за ними, учиться у них, «греться»  у  «огня» их талантов. Когда было  «озвучивание» фильма,  то и Борисов, и Бондарчук могли озвучивать роли без партнеров.   Они были большие профессионалы…   

Показ фильма Белом зале Московского Дома Кино был для многих праздником и откровением. Вы так долго к этому шли.

Да, не до проката было. В смутное время мы тогда все вступили. А потом… смерть за смертью. «Фильмом Великих покойников» стал этот фильм. Эти слова принадлежат Петру  Зайченко – актеру, талантливо  сыгравшему Хомяка.

А знаете, не смотря на все сложности и препятствия, многие и многие помехи в работе, фильм поражает такой силой духа, такой глубиной и реальностью! Ведь фильм действительно получился уникальным. И в постановке, и по актерским работам…

«Ребенок рождается в  муках» - так говорят, и это избитая фраза. Но у нас было именно так. В то время было все настолько на грани «возможного»  и «невозможного». И именно это  объединило нас, мы были в тот момент одной семьей, делали вместе одно большое и главное для нас дело – думали одинаково. А главное мы определили нашу  главную задачу – сделать фильм так, чтобы это было наше,  настоящее русское искусство.

Время тогда действительно было очень тяжелое. Я сидел в монтажной,  в то время,  как  Леша Салтыков загибался в больнице в тяжелейшем  состоянии.  Около «Белого дома» стояли танки. В  монтажную студию на записи и перезаписи приходил наш композитор Кирилл Волков. И слушал – слушал,  все время предлагая нечто особенное и новое… Каждый звук был выверен… Он просил нас что-то дописать, принося все новые и новые  фрагменты.., чтобы его  музыка  отразила  «боль», которой была пронизана вся история, написанная А.К.Толстым.   

Мы работали по ночам – другого времени нам не давали в студии звукозаписи. С нами работал замечательный звукорежиссер Альберт Авраменко, тоже  ушедший в те годы.  Да,  время было очень тяжелое, созвучное нашему фильму и хотелось  смонтировать, окончательно собрать его так, чтобы  в нем прозвучало  все самое главное, ради чего мы взялись за это дело. 

Но самое главное,  почему  получился этот  фильм:  он был благословлен! Начали мы съемки с самой сложной сцены (а это конец фильма), со сцены казней. На съемочную площадку приехал священник с церковною свитой. Они окропили съемочную площадку, сказав: «Добра,  Мира,  Правды, с  Богом!»  Так, под  знаком благословления мы и работали.

Начало фильма: Монарх просит благословения  у  духовника. Тот отказывает ему и духовника убивают. Конец фильма: Монарх молится Богу с покаянием. Толстой писал: «Простим же грешной тени Ивана Васильевича,  но помянем добром тех, которые,  завися от  него,  устояли в  добре,  ибо тяжело не упасть в  такое время, когда все понятия извращаются, когда низость называется добродетелью, предательство входит в  закон,  а  самая  честь и  человеческое достоинство почитаются преступным нарушением долга!» Скажите, именно  сейчас, сегодня, может ли этот фильм  сыграть  какую-либо  роль в укреплении взаимоотношения народа и власти в восстановлении монархии в России?

Думаю, что фильм может и должен такую роль сыграть. Россия – особое государство. Мы вышли из разных сословий, но которые всегда объединялись в одну Православную семью, в которой был один Отец. Это - царь, наместник Бога, Царь-батюшка. Русским трудно сейчас, потому что мы потеряли Отца, Батюшку,  который был бы воплощением Веры и Справедливости.

Западная привнесенная  «демократия»  никак с нами не состыкуется…  Другая у них земля, территория,  и Дух другой… А у нас все свое, и скроено по-своему: и зима и лето, и мороз и солнце. Россия более тысячи лет назад начала жить как Государство, после Крещения, так и сегодня должна она жить со всем своим «своеобразным» мышлением и по своим духовным законам. И по своему вероисповеданию-Православному. Не надо нас «подвигать» на Запад. Мы не подвинемся.  А сейчас происходит просто насилие над страной и народом. Не надо нас  переделывать, нас надо вернуть к истокам, к Вере. Наши правители еще не поняли этого, к сожалению.  Гораздо важнее сейчас сохранить и возродить то, что мы имели. И ведь мы сохраняем и возрождаем…

В следующем году фильму будет 20 лет. Не кажется ли Вам, то все это не напрасно: трудности при съемках,  потери,  сегодняшние ваши переживания как автора?   Ведь этот фильм может оказаться одним из самых востребованных фильмов сегодня, в 21 веке.

Трудно сказать.  Действительно, за последние годы  интерес  к  теме Монархии заметно вырос, появилось ряд  тематических фильмов.   Значит, это нам нужно. Последние годы и дни своей жизни С. Бондарчук замышлял сделать фильм о Николае II. Был готов уже сценарий. Шла подготовительная работа. Бондарчук пригласил меня поработать с ним. Я уже поехал в Ленинград (тогда так назывался Санкт-Птербург), чтобы встретиться с Наследниками Престола.  Но, когда я приехал, меня встретили и сообщили, что ночью Сергея Федоровича не стало….

Бондарчук, несмотря на то, что был членом Коммунистической партии, был глубоко верующим человеком в своем понимании жизни. Настоящим  гражданином  России. В конце жизни он не напрасно обратился к этому историческому материалу.  Он хотел подвести итог своему творчеству, ведь последний период жизни он прожил, после V Съезда Союза кинематографистов, как «боярин Морозов» из нашего фильма,  «в опале»:  его оболгали,  дискредитировали. Он хотел провести параллели.  Для него, как художника и человека,  личность Николая II – благороднейшего человека, семьянина, любящего Отца – стала трагическим символом России, которая потеряв  Царя – потеряла  свои корни, утратила  свою веру в Бога.

 Мы потеряли ощущение того,  что мы - Великая страна, с  Великой Историей! Страна с потрясающей литературой, с богатейшей культурой, музыкой, кино и своим собственным Будущим. Алексей Константинович Толстой написал в эпилоге романа такие слова: «Простим грешной тени царя Иоанна,  ибо не он один несет ответственность за свое царствованье;  не он один создал свой произвол,  и пытки,  и казни, и наушничество, вошедшее в обязанность  и  в  обычай…»

                И  надо дать возможность  нынешнему и будущему поколению все  это осознать и, возможно, что-то исправить. Если понадобиться новому поколению Монархия, значит, она должна быть. Но дайте эту возможность  самому  народу  понять  и принять решение.

В  полном (4-х серийном ) телевизионном варианте фильма есть такой эпилог: После казни бьют в  колокола… Огонь объял всю Слободу…  И позже – кадры русских пейзажей, где по лугу идет женщина с детьми и с коровой.  Князь Серебряный со стремянным  Михеичем  остановились для отдыха.  У  Князя  в руках хлеб, который он делит на части. Он подает  по куску  хлеба  матери и ее детям.  Потом подает хлеб своему конюху, верному слуге. Они едят хлеб, не уронив ни крошки, а потом мужчины уходят по дороге среди полей. А впереди у них на горизонте виднеется Храм  монастыря.  Вот -  светоч  и правда, куда следует нам идти!

 

В оглавление ТРМ №12