ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №11 ("Русское Зарубежье")
ДУХОВНЫЕ СВЕТОЧИ
РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ


Пантеон духовных светочей
Русского Зарубежья
*



Новгородцев Павел Иванович (1866-1924)

Родился в семье харьковского купца 2-й гильдии. В 1884 окончил с золотой медалью Екатеринославскую гимназию, а в 1888 юридический факультет Московского университета.  Более 4 лет с перерывами слушал лекции в Берлине и Париже. В 1897 защитил диссертацию на степень магистра, в 1902 – на степень доктора государственного права. С 1903 ординарный профессор Московского университета. В 1904 член Совета "Союза Освобождения", член-учредитель кадетской партии, кооптирован в состав ЦК в 1906. Депутат 1-й Государственной Думы (от Екатеринославской губернии). Сторонник монархии. Вокруг Новгородцева сложилась школа философии права и социальных философов; его учениками были И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев и другие; идеи Новгородцева разрабатывались С.Л. Франком и другими. Один из авторов подготовленного в Москве философско-публицистического сборника "Из глубины", явившегося прямым преемником сборника "Вехи". Активный деятель "Правого центра", организованного на базе Совета общественных деятелей, Торгово-Промышленного союза, кадетской партии, Всероссийского союза земельных собственников и монархических групп. Возглавлял весной – летом 1918 московскую кадетскую организацию. В октябре 1918 уехал на Юг. Сотрудничал с А.И. Деникиным со второй половины 1919, оставался в Крыму при П.Н. Врангеле. После разгрома Врангеля (1920) – в эмиграции. Основатель и ректор Русского юридического университета (факультета) в Праге (1922-1924). Скончался в апреле 1924 г. в Праге. Похоронен на Ольшанском кладбище.

Сочинения: «Кризис современного правосознания»; «Политические идеалы древнего и нового мира»; «Об общественном идеале».

 

Митрополит Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) (1863-1936)

Родился в семье новгородского помещика, генерала, принадлежавшего  к роду московских дворян, упоминаемых с 1676 года. Окончил Петербургскую Духовную Академию и в том же году постригся в монашество (1885). Ректор Московской Духовной Академии (1890-1894). Ректор Казанской Духовной Академии (1894-1900). Хиротонисан во епископа в 1897. Епископ Уфимский (1900-1902), Волынский (1902-1914), архиепископ Харьковский (1914-1917). Митрополит Киевский и Галицкий (1917). Один из трех кандидатов на избрание в Патриархи на Соборе 1917-1918, набравший наибольшее количество голосов, но уступивший патриарший престол митрополиту Московскому Тихону (Белавину) чрез жребий. Покинул Россию в марте 1920. Из Новороссийска прибыл в Афины, а откуда перебрался на Афрн. В сентябре 1920 был вызван Врангелем в Крым, откуда 6/19 ноября 1920 эвакуировался вместе с его армией и другими беженцами в Константинополь. В феврале 1921 переезжает в Сербию, где в ноября – декабре 1921 провёл Первый Заграничный («Карловацкий») Собор. До своей кончины (1921-1936)  возглавлял Русскую Православную Церковь заграницей. Был ярым оппозиционером митрополита Сергия (Старгородского) и возглавляемого им де-факто Временного Патриаршего Синода в Москве, находившегося под полным контролем руководства СССР. 22 июня 1934 Московская Патриархия запретила митрополита Антония и иже с ним в священнослужении. Скончался 28 июля (10 августа) 1936 в Белграде. Погребён на новом кладбище Белграда, в склепе Иверской часовни.

Сочинения: «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности»; «Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьёвым»; «Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого»; «Нравственная идея догмата Пресв. Троицы»; «Из чтений по пастырскому богословию; «Лекции по пастырскому богословию»; «Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии»; «Значение молитвы для пастыря церкви». 

 

Архиепископ Феофан (Быстров Василий Дмитриевич) (1872-1940) 

Родился в семье сельского священника Новгородской губернии в селе Подмошья, Петербургской епархии. Закончил Духовное училище при Александро-Невской Лавре и Санкт-Петербургскую духовную семинарию. В 1896 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Его жизнь в стенах академии была связана с именами профессоров В. В. Болотова и А. П. Лопухина. Феофан Полтавский лично знал о. Иоанна Кронштадского и совершал с ним богослужения. В 1905 году удостоен степени магистра богословия, возведён в звание экстраординарного профессора и утверждён инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. С 4 февраля 1909 года  ­– ректор Санкт-Петербургской духовной академии. 22 февраля 1909 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. После встречи и беседы с Императором Николаем II становится духовником Царской семьи. С 1913 года – епископ Полтавский и Переяславский, а в 1918 года возведён в сан архиепископа. В 1920 в связи с наступлением Красной Армии эвакуировался в Крым. Вместе с епископом Вениамином (Федченковым) поддержал избрание Петра Врангеля Главнокомандующим Вооружёнными силами Юга России. В ноябре 1920 эмигрировал в Константинополь, затем в Сербию, а в 1925 переехал в Болгарию. Был членом Заграничного Синода до 1926. Архиепископ Феофан и епископ Серафим (Соболев) выступили против толкования митрополитом Антонием (Храповицким) догмата об Искуплении, назвав его еретическим. Это привело к полному разрыву архиепископа Феофана с Синодом Русской Зарубежной Церкви. В 1931 переехал во Францию, где жил жизнью затворника в пещере, известной как пещера Трёх Лисиц, в местечке Лимерэ, что в долине Луары. В одной из пещер архиепископ Феофан устроил маленькую церковь, а в другой поселился сам, где вел образ жизни настоящего затворника. Погребён на общественном кладбище на окраине Лимерэ.

 

Протоиерей Сергий (Булгаков Сергей Николаевич) (1871-1944)

Родился в г. Ливны в семье священника. Учился в семинарии, где потерял веру. Окончил гимназию. Стал марксистом. Окончил Московский университет (1894). Магистр политической экономии (1901). Преподаватель Киевского политехникума (1901-1905). Член Второй Государственной Думы (1906). Профессор Московского Коммерческого института (1906-1910). Доктор политической экономии (1912). Профессор Московского университета (1917).  Рукоположен в священники 11 июня 1918. Член Всероссийского Собора (1917-1918). Переезд в Крым (1919). Высылка из России 1 января 1923. Профессор церковного права на Русском юридическом факультете в Праге (1923-1925). Основал в Праге "Братства святой Софии". В 1925 переехал в Париж. Профессор догматики, Ветхого Завета и христианской социологии Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1925-1944). Инспектор института (с 1931), декан (с 1940 по 1944 ). Доктор церковных наук "гонорис кауза" (1943). Видный участник экуменического движения. Руководитель Русского студенческого христианского движения (РСХД). Один из наиболее значительных представителей православной мысли за рубежом. Скончался 30 июня (13 июля) 1944 в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Сочинения: "О рынках при капиталистическом производстве"; "Капитал и земледелие"; "От марксизма к идеализму"; "Два града"; "Философия хозяйства"; "Свет Невечерний"; "Тихие думы"; участвовал в сборнике "Вехи".

 

Струве Петр Бернгардович (1870-1944) 

Родился 26 января 1870 г. в Перми в семье губернатора, и был внуком астронома В.Я.Струве – основателя Пулковской обсерватории. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Примкнул к марксистам. В 1901 г. эмигрировал в Германию, где издавал журнал "Освобождение". Вернулся в Россию в 1905 г. Член второй Государственной думы. Принимал участие в сборнике "Вехи" (1909). Профессор экономики в Санкт-Петербургском Политехническом институте (1906-1917). Член Академии наук (1917). Редактор журнала "Русская мысль" (1906-1918). В эмиграции с 1918 (перешел финскую границу). Принимал деятельное участие в политической жизни и с этой целью много ездил по странам Центральной и Западной Европы. Жил в Лондоне (1919), Софии (1920), Праге (1922-1925). Профессор политэкономии Русского юридического факультета университета в Праге (1922-1925). Председатель русской академической группы в Чехословакии (1922-1925). Возобновил издание журнала "Русская мысль" (София, 1921; Прага, 1921-1923; Париж, 1927). Затем переехал в Париж (1925). Редактировал газеты "Возрождение" (1925-1927), "Россия" (1927-1928), "Россия и славянство" (1928-1934). В 1928 переехал в Белград. Профессор Русского научного института в Белграде (1928-1940). Был арестован немцами. Во время второй мировой войны многие его рукописи погибли. В 1942 вернулся в Париж. Скончался 26 февраля 1944 в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

 

Марков Николай Евгеньевич (1866-1945)

Потомственный дворянин. Детство провел в родовом имении Патебник Щигровского уезда Курской губернии. В 1888 Николай Марков окончил Институт гражданских инженеров в Москве. С 1905 участвовал в деятельности Объединенного дворянства. В конце 1905 основал Партию народного порядка (Курск), влившуюся позднее в "Союз русского народа" (СРН). С конца 1908 член Главного совета СРН. В конце 1909 фактически возглавил СРН. Один из лидеров фракции правых. Инициатор издания (с середины 1915 официальный издатель) крайне правой газеты "Земщина". В Государственной думе был известен как «Марков Второй» (был ещё один депутат с такой фамилией). В Думе был членом совета фракции правых, где был лидером умеренного крыла. Получил известность как черносотенец. После Февральской революции 1917 арестован, в мае освобожден. Жил на нелегальном положении в Петрограде и Москве, создал подпольную организацию "Великая единая Россия". Принял участие в гражданской войне на стороне белых. Летом 1918 года Марков был обер-офицером для поручений в Северо-Западной армии. Затем в 1919—1920 годах был в армии Н. Н. Юденича. С июля 1919 издавал в Ямбурге (ныне Кингисепп) газету "Белый крест". С 1920 года в эмиграции в Берлине. Редактировал журнал «Двуглавый орел» (1920—1921). В 1921-27 председатель Высшего монархического совета, сторонник великого князя Кирилла Владимировича. Издавал газету-журнал "Двуглавый орел" (1920-30, с перерывами) и "Еженедельник Высшего монархического совета". Умер в конце апреля 1945 года в городе Висбаден, в Германии.

Сочинения: «Войны тёмных сил»; «Верховная Власть»; «Иудо-большевизм»; «Церковная смута».

 

Митрополит Евлогий (Георгиевский) (1868-1946)

Василий Георгиевский родился в селе Сомове Одоевского уезда Тульской губернии в семье сельского священника. Учился в Белевском духовном училище (1877-1882), в Тульской семинарии (1882-1888) и затем в Московской духовной академии, ректором которой был архим. Антоний (Храповицкий). В 1892 г. окончил Московскую духовную академию. 3 февраля 1895 г. был пострижен и 12 февраля рукоположен в иеромонахи в тульском Успенском кафедральном соборе. В 1895-1897 гг. инспектор во Владимирской семинарии. В 1897-1902 гг. ректор Холмской семинарии. В 1902-1905 гг. викарий Холмско-Варшавской епархии, а в 1912-1914 гг. архиепископ Холмский. Был избран депутатом II, а затем и III Государственной Думы.  В 1914 г. владыка Евлогий назначается архиепископом Волынским и Житомирским. В 1917-1918 гг. архиеп. Евлогий принимает деятельное участие в работе Поместного Собора избирается в числе шести архиереев в первый Синод при новом патриархе Тихоне. После занятия Киева петлюровскими войсками в конце 1918 был арестован и вместе с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) отправлен в заключение. После освобождения из плена в 1920 г. архиеп. Евлогий эмигрировал в Белград. Осенью 1920 г. Временное Высшее Церковное Управление под руководством митрополита Антония (Храповицкого) назначило владыку Евлогия управляющим всеми западноевропейскими русскими церквами, включая церкви в Софии и Бухаресте, на правах епархиального архиерея. В марте 1921 г. патриарх Тихон подтвердил это назначение. В январе 1922 г. патриарх Тихон возвёл архиепископа Евлогия в сан митрополита и передал в его ведение все заграничные русские православные приходы. В 1922 г. митр. Евлогий перевёл епархиальное управление в Париж. Открыл Сергиевское подворье в Париже, стал инициатором создания Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в 1925-1946 был его ректором. Митр. Евлогий лично совершил постриг в монашество Елизаветы Юрьевны Скобцовой (в монашестве — знаменитой м. Марии). В 1927 г. православная эмиграция раскололась на «карловчан» и «евлогиан». Владыка остался в юрисдикции заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В начале 1930 года принял участие в молениях о «страждущей Русской Церкви», проведённых по инициативе Архиепископа Кентерберийского в Лондоне. В ответ 10 июня 1930 г. был уволен митрополитом Сергием от управления русскими церквами в Западной Европе и запрещён в священнослужении. Этих решений не признал, в 1931 г. перешёл в юрисдикцию Константинопольского патриархата. В последние годы жизни был сторонником сближения с Московской Патриархией. В 1945 г. обратился к пастве с призывом вернуться в лоно Русской церкви. 2 сентября 1945  г. воссоединился с Московским Патриархатом в должности Экзарха Западно-Европейских православных церквей. Скончался владыка ранним утром 8 августа 1946 г. в доме на рю Дарю при кафедральном Александро-Невском соборе в Париже. Погребён на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа в крипте церкви Успения Божией Матери.
 

Бердяев Николай Александрович (1874-1948)

Родился 6 марта 1874 г. в Киевской губернии в семье военного, гвардейского офицера. Мать - урожденная княжна Кудашева. Поступил в Киевский университет вместо Пажеского корпуса. Был исключен из него в 1898 г. и сослан в Вологду. Стал членом социал-демократической партии. В 1901 г. опубликовал труд "Субъективизм и индивидуализм в социальной философии". После учения в Германии вернулся в Петербург в 1904 г. Принял участие в сборнике "Вехи" (1909) и издал ряд книг по религиозной философии: "Философия свободы" (1911), "Смысл творчества" (1916). Избран профессором философии Московского университета (1917). При большевиках изгнан из профессуры (1918), а в 1922 году был выслан из Советской России, и с 1925 года проживал во Франции. Участвовал в сборнике "Из глубины" (1918). Преподавал в Вольной академии духовной культуры (1918-1922). Стоял во главе Религиозно-философской Академии сначала в Берлине (1922-1926), а затем в Париже (1924-1940). Главный редактор издательства "YMCA-Press" (1923). Редактор журнала "Путь" (1925-1940). Последние годы проживал в г. Кламар близ Парижа.  Скончался 24 марта 1948 г. Похоронен на кладбище в Кламаре.

Сочинения:  «Миросозерцание Достоевского»; «Смысл истории»; «Философия неравенства»;  «Новое средневековье»; «Философия свободного духа»; «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан»;  «Марксизм и религия»; «Христианство и антисемитизм». «Христианство и классовая борьба»; «Русская идея»; «Истоки и смысл русского коммунизма» и др.

 

Франк Семён Людвигович  (1877-1950) 

Родился 16 января 1877 г. в Москве в еврейской ортодоксальной семье. Поступил на юридический факультет Московского университета. Вел марксистскую пропаганду среди рабочих. Исключен из университета (1899). Продолжал образование в Берлине. В 1901 окончил Казанский университет. После сближения с П. Б. Струве стал редактором философского отдела "Русской мысли" (1906). Принял православие (1912). Декан философского факультета Саратовского университета (1917-1921). В 1922 Франк был выслан из России. Жил в Германии (до 1937), во Франции (до 1945) и затем в Англии. Читал лекции по философии в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Сотрудничал в газете "Руль". Участвовал в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД). Скончался 10 декабря 1950 в Лондоне.

Сочинения: «Живое знание»; «Крушение кумиров»; «Смысл жизни»; «Духовные основы общества»; «Непостижимое»; был одним из авторов сборника «Вехи».



 

Архиепископ Серафим (Соболев Николай Борисович) (1881 - 1950)

Родился 1 декабря 1881 в г. Рязань. По окончании духовной семинарии в 1904 году поступил в Санкт-Перербургскую духовную академию. Принял монашество (1907). Иеромонах (1907). В 1908 окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем пастырского училища в г. Житомире. С 1909 года помощник смотрителя Калужского духовного училища, а с 1911 года инспектор Костромской духовной семинарии. С 1912 по 1919 ректор Воронежской духовной семинарии в сане архимандрита. Хиротонисан во епископа (1920). В эмиграции в Константинополе, затем переехал в Болгарию. В апреле 1921 года Святейшим Патриархом Тихоном назначен управляющим русскими православными приходами в Болгарии с титулом епископ Богучарский. Позднее перешел в Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Магистр богословия (1937). До 1946 член русского Зарубежного Синода. В 1946 вошел в состав Московской Патриархии и принимал участие в Московском совещании Православных Церквей в 1948, выступая против участия в экуменическом движении. В течение своей жизни одиннадцать раз прочитал 12 томов житий святых святителя Димитрия Ростовского. Скончался 26 февраля 1950 г. в Софии.

Сочинения: «Новое учение о Софии Премудрости Божьей»; «Сергий Булгаков как толкователь Священного Писания»; «Русская идеология»; «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении

 


Федотов Георгий Петрович (1886-1951)

Родился 1 октября 1886 г. в Саратове. Студентом увлекался марксизмом, стал членом социал-демократической партии, был арестован, подвергся ссылке. Бежал от преследований за границу. Изучал историю в Германии (1906-1908). Вернулся нелегально в Россию и окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1912). В 1914 легализировал свое положение и преподавал историю сначала в Санкт-Петербурге, затем в Саратове. Защитил магистерскую диссертацию (1916). В 1917-1924 Федотов преподавал в Саратовском университете, работал переводчиком в частных издательствах Петрограда, участвовал в деятельности религиозно-философского кружка. Уехал из России в 1925 (Берлин, затем Париж). Преподавал историю Западной Церкви и агиологию в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже (1926-1939). Участвовал в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД) и Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Совместно с матерью Марией (Скобцовой) участвовал в создании благотворительной и культурно-просветительной организации помощи русским эмигрантам "Православное дело". Редактор журнала "Новый Град" (1931-1940). В 1943 переехал в США. С 1946 преподавал в Свято-Владимирской семинарии, профессор. Много сил отдавал публицистике (прежде всего в "Новом журнале"). Скончался 1 сентября 1951 в в Бэконе (шт. Нью-Джерси, США).

Сочинения: «Святые Древней Руси»; «И есть и будет: Размышления о России»; «Социальное значение христианства»; «Стихи духовные»; «Новый Град»; «Христианин в революции»; «Россия, Европа и мы»; «Судьба и грехи России».

 

Солоневич Иван Лукьянович (1891-1953)

Родился 26 ноября 1891 в с. Рудники Гродненской губернии. Окончил юридический факультет Петроградского университета (1916). Во время гражданской войны участвовал в белом движении. Мировую известность ему принесла книга «Россия в концлагере». Гонорары от иностранных изданий позволили писателю начать издавать  в эмиграции в 1936 газету "Голос России". С ростом популярности этой газеты, в разных странах мира стали организовываться кружки друзей газеты «Голос России». По замыслу И.Л. Солоневича они должны были стать основой движения народно-монархической направленности. Впоследствии оно получило название «Российского Народно-Имперского (штабс-капитанского) Движения». 3 февраля 1938 в редакции «Голоса России» раздался взрыв. Погибли жена Ивана Солоневича Тамара Владимировна и секретарь Николай Петрович Михайлов. Вскоре прекратился и выпуск «Голоса России», которая была закрыта властями в 1941. Пережив трагедию Солоневич переехал в Германию, а с сентября 1938 в Болгарии организовал новое издание – «Нашу Газету». В 1938 г. кружки «Голоса России» объединились с другими организациями в Российский Национальный Фронт (РНФ). После войны жил в Аргентине, издавал на русском языке монархическую газету "Наша страна". Умер Солоневич в Буэнос-Айресе 24 апреля 1953.

Сочинения: «Россия в концлагере»; «Народная монархия»; «Две силы».
 

 
Ильин
Иван Александрович (1882-1954)

Родился в Москве 16 (28) марта 1882. В 1906 окончил юридический факультет Московского университета. В 1910-1912 стажировался в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина, Парижа, где слушал лекции крупнейших европейских философов Г.Риккерта, Г.Зиммеля, Э.Гуссерля и др. С 1912 преподавал в Московском университете. В 1918 защитил диссертацию. В 1921 был избран председателем Московского психологического общества. В 1922 вместе с большой группой деятелей культуры Ильин был выслан из России. Участвовал в организации Русского научного института в Берлине, издавал журнал "Русский колокол". После прихода к власти в Германии нацистов потерял работу, а в 1938 эмигрировал в Швейцарию, где жил в пригороде Цюриха Цолликоне. Умер Ильин в Цюрихе 21 декабря 1954. 3 октября 2005 прах Ильина был перезахоронен в Донском монастыре в Москве.

Сочинения: «Религиозный смысл философии»; «О сопротивлении злу силою»; «О России»; «Путь духовного обновления»; «Основы христианской культуры»; «Основы борьбы за национальную Россию»; «Поющее сердце»; «Наши задачи» и др.


 

Вышеславцев Борис Петрович (1877-1954)

Родился в Москве 3 (15) октября 1877. В 1899 окончил юридический факультет Московского университета, продолжил образование в Марбурге у П.Наторпа и Г.Когена. В 1914 защитил магистерскую диссертацию. С 1917 – профессор философии права Московского университета. В 1922 был выслан из России. Преподавал в основанной Н.А.Бердяевым Религиозно-философской академии в Берлине, в Богословском институте в Париже, работал редактором в издательстве ИМКА-Пресс. С 1925 – один из редакторов религиозно-философского журнала "Путь". В 1950-е годы сотрудничал с Национально-трудовым союзом (НТС). Умер Вышеславцев в Женеве 5 октября 1954.

Сочинения: «Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати»; «Кризис индустриальной культуры»; «Вечное в русской философии».



 

Лосский Владимир Николаевич (1903-1958)

Родился 26 мая (8 июня) 1903 г. Геттинген (Германия). Сын Н.О.Лосского. В 1920-1922 учился в Петроградском университете. В 1922 семья Лосских была выслана из России. Жил в Праге (1922-1924), с 1924 в Париже. Учился в Сорбонне (1924-I927). В 1925 вступил в Свято-Фотиевское братство. В 1940-1944 гг. участвовал во французском Сопротивлении. Занимался научно-исследовательской работой и преподавал догматическое богословие и историю Церкви в Институте св. Дионисия в Париже. С 1945 по 1953 декан института. Стараниями В.Н. Лосского был открыт первый франкоязычный православный приход на улице Сент-Женевьев в Париже. Один из руководителей Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Скончался 7 февраля 1958 г. в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Сочинения: «Спор о Софии»; «Очерк мистического богословия Восточной Церкви»; «Догматическое богословие».

 

Архиепископ Виталий (Максименко Василий Иванович) (1873 - 1960)

Род. 8/20 августа 1873 в селе Глафировка Таганрогского уезда в семье диакона. Окончил Мариупольское духовное училище, Екатеринославскую духовную семинарию. Учился в Киевской духовной академии. Принял монашество и был рукоположен в иереи. Служил миссионером и проповедником на Украине (1900-1903). Архимандрит (1903). В начале 1900-х гг. работал в типографии Почаевской лавры. После занятия Волыни поляками был посажен в подводный каземат в Демблине. После освобождения эмигрировал в Югославию, затем в Чехословакию. Некоторое время служил настоятелем одного из приходов на Пряшевской Руси (Чехословакия). Основал в с. Владимирово (Ладомирово) на Пряшевской Руси обитель св. Иова Почаевского с активно действующей типографией. В 1928 г. начал печатать издание "Православная Карпатская Русь", позднее (в 1935 г.) переименованное в "Православную Русь". Переехал в США и был хиротонисан во епископа Детройтского (1934) с местопребыванием в Свято-Троицком монастыре в г. Джорданвилль (шт. Нью-Йорк, США). С 1948 по 1960 гг. был настоятелем Свято-Троицкого монастыря. Воссоздал в обители типографию и основал духовную семинарию. Архиепископ Северо-Американский и Канадский (1959), затем архиепископ Восточно-Американский и Джерзейситский. Был членом Синода Зарубежной Церкви. Скончался 8 (21) марта 1960 г. в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.

Сочинения: «Союзная наука»; «Катехизис Союза Русского Народа»; «Учительные книги Ветхого Завета»; «Пророческие книги Ветхого Завета»; «Мотивы моей жизни»; «Православное противосектанское руководство». 

 

Карташев Антон Владимирович (1875-1960)

Родился 11 июля 1875 г. в г. Киштьма на Урале в семье рудокопа. Окончил Пермскую семинарию (1894), Санкт-Петербургскую духовную академию (1899), где остался преподавателем. Председатель Религиозно-философского общества в Петербурге (с 1909). С 25 марта 1917 – товарищ обер-прокурора, а с 25 июля 1917 – обер-прокурор Святейшего Синода. Первый министр вероисповеданий Временного Правительства (1917). С 1919 в эмиграции, был председателем Русского национального комитета в Финляндии. Затем переехал в Париж. В 1923 принимал участие в работе первого организационного съезда Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Чехословакии. Был членом Епархиального совета Русского экзархата Вселенского Патриархата. Один из основателей и профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1925-1960). Преподавал историю Церкви (общую и русскую), Ветхий Завет и еврейский язык. Инспектор Богословского института (1939-1944). Доктор церковных наук "гонорис кауза" (1944). Опекал Национальную организацию «Витязей». Скончался в Париже 10 сентября 1960. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Сочинения: «Реформа, реформация и исполнение Церкви»; «Церковь и государство: Что было и что должно быть в России»; «Церковь и государство»; «Воссоздание Святой Руси»; «Очерки по истории Русской Церкви»; «Вселенские Соборы»; «Святая Русь в путях России».

 

Архимандрит Киприан (Керн) (1899-1960)

Родился 11 мая 1899 в г. Туле. Выпускник Императорского Александровского лицея в Петербурге. Окончил юридический (1922) и богословский (1925) факультеты Белградского университета. В 1920-е годы принимал участие в работе студенческого движения РСХД. Принял монашество в 1927. В том же году рукоположен в иереи. В 1925-1928 и 1931-1936 преподавал литургику и апологетику в православной духовной семинарии в г. Битоль (Сербия). Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1928-1931). В 1936 переехал в Париж. С 1936 по 1960 преподавал в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже (с 1936 – греческий язык и пастырское богословие, с 1936 по 1948 гг. – литургику, с 1940 г. – патрологию). Инициатор "Литургических съездов" (международных конференций по проблемам литургики) при Богословском институте. В 1944-1947 гг. инспектор Богословского института. Около года служил в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Париже, основанной матерью Марией (Скобцовой). С 1940 – настоятель православного храма в Кламаре близ Парижа. Доктор церковных наук (1945). Инспектор Свято-Сергиевского богословского института (1944-1947). Скончался 11 февраля 1960 в Париже.

Сочинения: «Крины молитвенные»; «Отец Антонин Капустин»; «Ангелы, иночество, человечество»; «Евхаристия»; «Православное пастырское служение»; «Золотой век святоотеческой письменности».

 


Зызыкин Михаил Валерьянович (1880-1960)

Образование получал в Императорском Московском университете, в 1911 году стал приват-доцентом. В 1921 эмигрировал с семьей сначала в Константинополь, затем в Рим и Софию, где преподавал в местном университете. В 1929 был приглашен на преподавание на православном богословском факультете в Варшаву, где занимал кафедры по православной социологии и каноническому праву. В эмиграции Зызыкин активно участвовал в монархическом движении и церковной жизни, был избран членом Международной Академии христианских социологов. Когда началась Вторая мировая война, Зызыкин уехал в Аргентину, где сотрудничал с газетой И.Л. Солоневича «Наша страна». Там же он и умер в 1960 году.

Сочинения: «Царская власть и закон о престолонаследии в России»; «Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи»; «Тайны императора Александра Первого».

 
Протопресвитер Василий Зеньковский (1881-1962)

Родился 4/17 июля 1881 в г. Проскурове Подольской губ. на Украине. Окончил гимназию в Киеве. Окончил Киевский университет. В 1912 защитил диссертацию на степень магистра философии. Профессор психологии Киевского университета (1915-1919). Участник Украинского церковного Собора (1919). С 1920 в эмиграции. Профессор философии Белградского университета (1920-1923). Председатель Бюро Русского студенческого христианского движения РСХД (1923-1962). Директор Русского педагогического института в Праге (1923-1926). Профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1926-1962), преподавал историю философии, психологию, апологетику и историю религий. Иерей с 1942, протоиерей с 1944, протопресвитер с 1955. Декан Богословского института (1944-1947, 1949-1962). Доктор церковных наук (1948). Скончался 5 августа 1962 в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Сочинения: «Психология детства»; «Русские мыслители и Европа»; «Дар свободы»; «О чуде»; «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии»; «История русской философии»; «Наша эпоха»; «На пороге зрелости»; «Апологетика»; «Русская педагогика в XX веке»; «Основы христианской философии».



Лосский Николай Онуфриевич  (1870-1965)

Родился 6 декабря 1870 г. в Витебской губернии. Исключен из Петербургского университета за пропаганду атеизма. Закончил образование в Берне. Профессор философии в Петербургском университете. Лишен кафедры за христианское мировоззрение (1921). Выслан из России в 1922. Выехал в Чехословакию. Преподавал философию в Праге и Братиславе (1930-1945). Читал лекции по философии в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Позднее преподавал в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке (1950-1953). Скончался 24 января 1965 г. недалеко от Парижа. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Сочинения: «Логика»; «Основы интуиции»; «Материя и жизнь»; «Свобода воли»; «Типы мировоззрений»; «Ценность и бытие»; «Диалектический материализм»; «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция»; «Характер русского народа»; «Достоевский и его христианское мировоззрение»; «Учение отца Сергия Булгакова о всеединстве»; «Мир как осуществление красоты»;  «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция».

 

Митрополит Анастасий (Грибановский Александр Александрович) (1873 - 1965)

Родился 6 августа 1873 г. в Тамбовской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1897). Кандидат богословия. Постригся в монахи в Тамбове (1898). Архимандрит и ректор Московской духовной семинарии (1901). Епископ Серпуховский, викарий Московской епархии (1906), Холмский и Люблинский (1914), Кишиневский (1915). Архиепископ Кишиневский и Хотинский (1916). Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918, председатель отдела церковного имущества и редакционного отдела, председатель комиссии по выработке порядка избрания патриарха и его настолования. На Соборе был избран членом Св. Синода и Высшего Церковного Совета (декабрь 1917). Покинул Россию в 1919. Управлял русскими православными общинами в Константинополе. С 1924 по 1935 возглавлял русскую миссию в Палестине. Митрополит (1935). С 1936 по 1964  возглавлял Русскую Зарубежную Церковь (Синодальную) в сане митрополита. Осенью 1944 эвакуировался вместе с Архиерейским Синодом и канцелярией в Вену, в 1945 - в Мюнхен, а с 1950 - в США. С 1964 г. на покое. Скончался 9 (22) мая 1965 в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в г. Джорданвилль (США).

Сочинения: «Священной памяти Великой Княгини Елизаветы Феодоровны»; «Нравственный облик Пушкина»; «Пушкин и его отношение к религии и Православной Церкви».
 


Архиепископ Иоанн (Максимович Михаил Борисович) (1896 - 1966)

Родился 4 июня 1896 в Изюмском уезде Харьковской губернии в семье уездного предводителя дворянства. Окончил Полтавский кадетский корпус (1914) и юридический факультет Харьковского университета (1918), а затем – богословский факультет Белградского университета. В эмиграции в Югославии. В 1926 был пострижен в монашество митрополитом Антонием (Храповицким). До 1929 законоучитель в сербской гимназии в г. Великая Кикинда. Преподаватель и воспитатель в Духовной семинарии св. апостола Иоанна Богослова в г. Битоли. Хиротонисан во епископа в Белграде в 1934. В этом же году послан в Китай, епископ Шанхайский. После прихода к власти коммунистов эвакуировался с паствой на Филиппины (о. Тубабао), затем переехал во Францию. Архиепископ Западно-Европейский (1951). Один из организаторов, учредитель и первый председатель общества "Православное Дело" (1959). С 1962  в США. Архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский (1962). Строитель кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всех Скорбящих Радосте" в г. Сан-Франциско. Скончался 2 июля 1966 в г. Сиэттл (США) во время молитвы в своей келье. В 1994 прославлен Русской Православной Церковью Заграницей в лике святых. Мощи святителя почивают в кафедральном соборе в Сан-Франциско.

Сочинения: «Слово здравое»; «Учение о Софии Премудрости Божией»; «Духовное состояние русской эмиграции»; «Святая Русь - русская земля».

 
Тальберг
Николай Дмитриевич (1886-1967)

Родился 10/22 июля 1886 в мест. Коростышев близ Киева в семье профессора Киевского университета. Окончил в 1907 Императорское училище правоведения, после чего служил в Министерстве внутренних дел. Во время революции один из руководителей подпольных монархических организаций. В эмиграции с 1922. Жил в Германии, в Югославии и в Австрии. Один из лидеров Высшего монархического совета. Постоянный сотрудник газеты "Отечество" (1921-1927). В 1950 переехал в США. Преподавал в семинарии при Свято-Троицком монастыре в г. Джорданвиль (шт. Нью-Йорк, США). Скончался 29 мая 1967 (по ст. ст.) в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвиле.

Сочинения: «Церковный Раскол»; «Святая Русь»; “История русской церкви”, “История христианской церкви”, “Мысли старого монархиста”; «Отечественная быль».

 

Башилов Борис (Михаил Алексеевич Поморцев) (1908-1970)

Родился в г. Златоуст Челябинской области. Отец его был директором учительской семинарии, статский генерал, впоследствии умерший от голода во время революции. Фамилию Башилов, которую он взял себе как творческий псевдоним, носил один из его предков с материнской стороны. Во время Второй мировой войны попал в плен, записался в армию Власова, работал в отделе пропаганды, в равной степени ненавидел большевиков и гитлеровскую власть, мечтал о возрождении России на национальных началах. После войны эмигрировал в Аргентину. Умер 2 января 1970 в г. Буэнос-Айрес.  

Сочинения: “История русского масонства”; “Русское национальное мировоззрение”;  “Пламя в снегах (Мифы о русской душе и русском характере)”; “Тишайший Царь и его время”; “Непонятный предвозвеститель (роль Пушкина в развитии национального мировоззрения)”, “Унтерменши, морлоки или русские”, “Монархия, республика, диктатура. Политический справочник”; “В моря и земли неведомые”; “Юность Колумба Российского”.

 
Протоиерей Серафим (Слободской Серафим Алексеевич) (1912-1971)

Родился 11 сентября 1912 г. в селе Чернцовка под Пензой в семье священника. Отец погиб в концентрационном лагере. Сын как лишенец не мог получить полного образования, но учился живописи, посещая курсы поощрения художеств. Во время Второй мировой войны попал в батальон лишенцев, но избежал смерти. Взят в плен немцами, выжил благодаря своим дарованиям художника и после долгих скитаний и опасностей переселился в Америку. Приняв священство, служил настоятелем прихода Покрова Пресвятой Богородицы в г. Наяк близ Нью-Йорка (США). Построил храм в Наяке и создал при нем образцовую приходскую школу. Протоиерей (1964). Был духовным руководителем детского летнего лагеря. Скончался 5 ноября 1971 г.

Сочинения: «Краткий сборник статей апологетического содержания»; «Закон Божий».


 

Архимандрит Константин (Зайцев Кирилл Иосифович) (1887 - 1975)

Родился 28 марта 1887 г. в Санкт-Петербурге. Окончил экономическое отделение Петербургского политехнического института и юридический факультет Петербургского университета. Был оставлен для подготовки к ученому званию. После поражения Белой Армии – в эмиграции. Приват-доцент русского юридического факультета в Праге. Профессор политической экономии в Харбине (1936-1938). Ранние работы опубликованы под фамилией К.И. Зайцев. Принял священство в 1945. Служил в Пекине и Шанхае. После Второй мировой войны переехал в США. Пострижен в монашество в Свято-Троицком монастыре в г. Джорданвилль (США) в 1949. Архимандрит (1954). Профессор пастырского богословия и русской литературы в Свято-Троицкой семинарии. Член редакционной комиссии Свято-Троицкого монастыря. Редактор периодического издания РПЦЗ "Православная Русь". Скончался 26 ноября 1975. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в г. Джорданвилль (США).

Сочинения: «Лекции по административному праву»; «И.А. Бунин»; «Профессор – крестоносец (Болдырев); «Основы этики»;  «Православная Церковь в советской России»; «Памяти последнего царя»; «К познанию православия»; «Пастырское богословие»; «Лекции по истории русской словесности»; «Чудо русской истории».

 


Архиепископ Аверкий (Таушев Александр Павлович) (1906 - 1976)

Родился 19 октября (1 ноября) 1906 в Казани в семье правительственного чиновника. Покинул Россию в 1920. Окончил в 1930 богословский факультет Софийского университета. Пострижен и рукоположен в 1931. С 1932 по 1940 вел просветительную работу в Подкарпатской Руси. С 1940 по 1944 был приходским священником в Белграде, а до 1951 – в Мюнхене, с 1951 – преподавателем в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле (США). Посвящен в епископы в 1953. Архиепископ Сиракузский и Троицкий. С 1960 по 1976 был настоятелем Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США) и ректором семинарии. Скончался 31 марта (13 апреля) 1976. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря.

Сочинения: «Дух современности и дух Христов»; «Россия - Дом Пресвятой Богородицы»;  «Руководство к изучению Священного Писания: Четвероевангелие»; «Руководство к изучению Священного Писания: Апостол»; «Св. Марк Ефесский»; «Провозвестник кары русскому народу (Епископ Феофан Затворник)»; «Истинное православие и современный мир»; «Современность в свете Слова Божия: Слова и речи»; «Семь Вселенских Соборов»; «Апокалипсис в учении древнего христианства (в соавторстве с иеромонахом Серафимом Роузом)».

 


Проф. Андреев Иван Михайлович (Андреевский Иван Михайлович) –  (1894-1976)

Родился 14 марта 1894 в Санкт-Петербурге в семье медиков. В 1913-1914 учился на философском факультете университета Сорбонна в Париже. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и психо-неврологический институт. В 1923 г. начал подпольно посещать богословские курсы и религиозно-философские кружки. С начала 1920-х был связан с катакомбной Церковью. Выступил против декларации митрополита Сергия в 1927. Арестован в 1928 в Петрограде и осужден на пять лет по делу "Братства преп. Серафима Саровского". Заключение отбывал на Соловках, где общался с епископами-исповедниками. После освобождения работал в 1937  в должности главного психиатра Новгородской областной больницы. Тайно вел семинар по изучению богословия. Затем работал врачом в Пскове. Имеются сведения, что был арестован в марте 1938 в Пскове. Во время Второй мировой войны оказался на оккупированной немцами территории. Покинул Россию во время войны. Проживал в Латвии, затем в Германии, а в 1950 переехал в США. Профессор нравственного богословия и русской литературы в Свято-Троицкой семинарии в г. Джорданвилль (США) (до 1971). Член редакционной комиссии Свято-Троицкого монастыря в Джорданвиле. Скончался 30 декабря 1976 г. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в г. Джорданвилль (США).

Сочинения: «Катакомбная Церковь в советской России»; «Благодатна ли советская церковь?»;  «Икона всех святых в земле российской просиявших; «Положение Церкви в советской России»; «Краткий обзор истории Русской Церкви от революции до наших дней»; «Краткий конспект лекций по психологии»; «Православно-христианское нравственное богословие».  


Протоиерей Георгий
(Флоровский Георгий Васильевич) (1893-1979)

Родился 28 августа 1893 г. в г. Елизаветград в семье священника. Сын протоиерея Василия Флоровского. Окончил Новороссийский университет (1916). Преподавал в Высшем Коммерческом институте и на Русском юридическом факультете Карлова университета в Праге (1922-1926). Магистр Русской академической группы в Праге (1924). Член "Братства святой Софии", основанного в Праге прот. Сергием Булгаковым. В 1923 принимал участие в работе первого организационного съезда Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Чехословакии. Около 1926 переехал во Францию. Профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1926-1939, 1947-1948), преподавал патрологию, догматическое и нравственное богословие. Священник (1931). Доктор богословия "гонорис кауза" Университета св. Андрея в Эдинбурге (1937). В 1948 переехал в США. Профессор догматического богословия, патрологии и пастырского богословия Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США). В 1950-1955 декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США). Служил в различных церквях Константинопольского Патриархата в США. Затем профессор Принстонского университета. Видный участник экуменического движения. Скончался 11 августа 1979 г. в г. Принстон (США). Похоронен на кладбище церкви св. Владимира около г. Трентон (США).

Сочинения: «Достоевский и Европа»; «На путях: Утверждение eвразийцев»; «Жил ли Христос? Исторические свидетельства о Христе»; «Переселение душ: Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве: Сборник статей»; «Пути русского богословия».


Иеромонах Серафим (Роуз Юджин Деннис – Seraphim Rose) (1934 - 1982)

Родился 13 августа 1934 в г. Сан-Диего в Южной Калифорнии (США) в американской семье (его предки во втором поколении были выходцами из Европы, родители же с раннего детства жили в Америке). Окончил с отличием в 1956  колледж южно-калифорнийского г. Помоны. Осенью 1957 г. поступил в Калифорнийский университет в Беркли и закончил его со степень магистра искусств (за работу по мандаринскому наречию китайского языка). Знал древние языки: изучал иудаизм на древнееврейском, конфуцианство на древнекитайском, знал хинди, увлекался йогой.  С Православием познакомился в 1962, и не раздумывая его принял. Окончил с отличием трехгодичный курс богословских курсов в Сан-Франциско, основанных архиепископом Иоанном (Максимовичем). В 1963 вместе со своим соратником Глебом Подмошенским (будущим архимандритом Германом) по благословению архиепископа Иоанна основал в США Свято-Германовское православное братство. С 1965 занимался изданием журнала Свято-Германовского православного братства "The Orthodox Word" ("Православное Слово"). Летом 1967 братья смогли купить участок земли в нескольких милях от небольшого городка Платина в Северной Калифорнии, где в 1969 был основан скит Свято-Германовского братства. 14/27 октября 1970 принял монашеский постриг с именем Серафим. Иеродиакон (1976/1977). Иеромонах (1977). В 1979 основал женскую обитель во имя блаж. Ксении Петербургской в 12-ти милях от скита. Скончался 20 августа / 2 сентября 1982 г.

Сочинения: «Человек против Бога»;  «Православный взгляд на эволюцию»;  «Божие откровение человеческому сердцу»;  «Святые отцы: верный путь христианства»; «Душа после смерти»; «Православное понимание книги Бытия».


Протопресвитер Александр (Шмеман Александр Дмитриевич) (1921 - 1983)

Родился 13 сентября 1921 в г. Ревель (Таллин) в Эстонии. Среднее образование получил в Париже. Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1945). В течение длительного времени был заместителем председателя Русского студенческого христианского движения (РСХД). Преподавал в Свято-Сергиевском институте церковную историю (1945-1951). В 1946 принял священство. В 1951 с женой (Иулиания Осоргина) и детьми переселился в Нью-Йорк, приняв приглашение Свято-Владимирской духовной семинарии. Служил в юрисдикции Северо-Американской митрополии Русской Православной Церкви. В 1959 защитил в Париже докторскую диссертацию по литургическому богословию. В 1962-1983 декан Свято-Владимирской духовной семинарии в г. Крествуд (шт. Нью-Йорк, США). Много выступал с проповедями по радио в передачах для России. Скончался 13 декабря 1983.

Сочинения: «Церковь и церковное устройство»; «Таинство крещения»; «Исторический путь православия»;  «Введение в литургическое богословие»; «Таинства и православие»; «Евхаристия: Таинство Царства»; «Введение в богословие: Курс лекций по догматическому богословию».

 

Митрополит Филарет (Вознесенский Георгий Николаевич) (1903 - 1985)

Родился в г. Курске 22 марта. Сын архиепископа Димитрия (Вознесенского). Окончил восьмиклассную гимназию в Благовещенске-на-Амуре (1920). Эмигрировав с семьёй в Харбин, он поступил в Русско-китайский политехнический институт и закончил его со званием инженера-электромеханика (1927). В 1931 г. он окончил Пастырско-богословские курсы (переименованные затем в богословский факультет) при Институте св. князя Владимира. Преподаватель Нового Завета, пастырского богословия и гомилетики в указанном институте. Диакон (1930). Пострижен в монашество (1931). Иеромонах (1931). Игумен (1933). Архимандрит (1937). Переехал в Гонконг (1962), затем в г. Брисбен (Австралия). Епископ Брисбенский, викарий Австралийской епархии (1963). На Соборе 1964 был избран первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей. Митрополит Филарет скончался 8 (21) ноября. В 1998 останки были перенесены из крипты кладбищенского Успенского храма в собор Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в г. Джорданвилль (США).

 

Протопресвитер Михаил Помазанский (1888 - 1988)

Родился 7 ноября 1888 в с. Корысть (Волынская губерния) в семье священника. Окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1912). Преподаватель в ровенских гимназиях (1916-1934). Священник (1936), зачислен в клир Варшавского кафедрального собора (1944). После эвакуации из Варшавы 4 года жил в лагерях для Ди-Пи в Германии. С 1949 вместе с семьей переехал в США. Преподавал в Свято-Троицкой духовной семинарии в г. Джорданвилле (шт. Нью-Йорк, США) греческий и церковнославянский языки, а также догматическое богословие. Митрофорный протоиерей (1955), протопресвитер (1962). Член редакционной комиссии Свято-Троицкого монастыря.  Скончался 4 ноября 1988 г. в возрасте 100 лет. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. 

Сочинения: «О Церкви Христовой»; «В мире молитвы»; сборники стиатей «О жизни, о вере, о Церкви» и «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотворити»; «Православное догматическое богословие»; «Опасное начинание»;  «Догмат о вере».
 

 

Архиепископ Иоанн (Шаховской Дмитрий Алексеевич) (1902 - 1989)

Родился 23 августа 1902 в Москве в аристократической семье. Князь. Учился в императорском Александровском Лицее. Покинул Россию в 1920. Закончил свое образование в Париже и Лувене. Студентом издавал журнал "Благонамеренный" (1926). Постригся на Афоне 5 сентября 1926. Рукоположен в 1927 в г. Белая Церковь (Югославия). Настоятель местной русской общины, преподаватель пастырской школы. Один из организаторов православного прихода храма Христа Спасителя в г. Аньер (Франция) близ Парижа. Настоятель Свято-Владимировского храма в Берлине (1932-1945). Издавал журнал "За Церковь" (Берлин, 1932-1936). Во время войны вел миссионерскую работу среди русских военнопленных. С 1946 в США. Посвящен в епископа Бруклинского в юрисдикции Американской митрополии в 1947. В 1947-1950 декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США). Епископ Сан-Францисский и Западно-Американский (1950). Архиепископ (1961). С 1978 на покое. Скончался 30 мая 1989 в г. Санта-Барбара (Калифорния, США). Похоронен на местном сербском кладбище.

            Сочинения: «Почему я ушел из юрисдикции митрополита Антония»; «Белое иночество»; «О перевоплощении: Диалог»; «Возможно ли братство религий?»; «Разговор семи православных о Софии»; «Философия православного пастырства»; «Толстой и Церковь»; «Время веры»; «Книга свидетельств»; «Апокалипсис мелкого греха»; и др.
 

Протпресвитер Иоанн (Мейендорф Иван Феофилович) (1926-1992)

Родился 17 февраля 1926 во Франции в г. Нейи-на-Сене в русской аристократической семье. Барон. С детства прислуживал в церкви как пономарь. Служил иподиаконом при митрополите Евлогии (Геоггиевском) в Свято-Александро-Невском соборе в Париже. Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1944-1949) и Сорбонну, где защитил докторскую диссертацию о богословских воззрениях святого Григория Паламы (1958). Преподавал греческий язык и историю Церкви в Свято-Сергиевском институте (1950-1959). Диакон (1959). Рукоположен в священники в Париже 22 марта 1959. В 1959 переехал в США и получил кафедру профессора патрологии в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке и в Фордамском университете (США). Он преподавал также в Гарвардском, Колумбийском, Фордовском университетах США. Совместно с  протопресвитером Александром Шмеманом был инициатором создания Американской Православной Церкви. Редактор газеты "The Orthodox Church". Декан Свято-Владимирской духовной семинарии в г. Крествуде, США (1983-1992). Был одним из главных инициаторов автокефалии Православной Церкви в Америке (Orthodox Church in America). Видный деятель экуменического движения. Был членом центрального комитета Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Около семи лет был модератором одной из ведущих комиссий ВСЦ "Вера и церковное устройство" ("Faith and Order"). Вышел в отставку в июле 1992. Скоропостижно скончался 22 июля 1992 в Монреале (Канада).  Похоронен на кладбище недалеко от Свято-Владимирской семинарии в г. Крествуд (США).

Сочинения: «Жизнь и труды святителя Григория Паламы»; «Иисус Христос в восточном православном богословии»; «Православия в современном мире»; «Византия и Московская Русь»; «Введение в святоотеческое богословие»; и др.

 

Епископ Григорий (Граббе Юрий Павлович)  (1902 - 1995)

Родился 8 апреля 1902 в Санкт-Петербурге в аристократической семье. Граф. Сын графа П.Н. Граббе и брат игумении Магдлины (Граббе). Будучи в гимназии в г. Кисловодске вместе с братом Михаилом организовал монархическую организацию молодежи. В эмиграции в Константинополе (1920), затем в Белграде (Югославия). С 1923 по 1926 обучался на богословском факультете Белградского университета. Некоторое время жил в Польше на Волыни, в имении своего отца. Издатель-редактор монархической легитимной газеты "Голос верноподданного" в Белграде. С 1931 управляющий канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ. В 1935 был одним из секретарей объединительного совещания, созванного Патриархом Варнавой, старавшимся объединить все Русские Церкви за границей. В 1944 покинул Югославию и переехал в Германию, в г. Карлсбад, и вывез туда значительную часть синодального архива. В 1945 г. был рукоположен в сан иерея. Протоиерей (1947). В 1951 переехал вместе с Синодом в США. Митрофорный протоиерей (1956). Протопресвитер (1960). С 1932 по 1946  и с 1951 по 1967 редактор журнала "Церковная жизнь". С 1967  консультант при Архиерейском Синоде и заведующий отделом внешних сношений. В 1971 протопресвитеру Георгию Граббе было предоставлено право ношения двух крестов и совершения литургии при отверстых царских вратах. В 1978 на Соборе РПЦЗ был избран секретарем Синода РПЦЗ. Принял монашество с именем Григорий (1979). Викарный епископ Манхеттенский (1979). Епископ Вашингтонский и Флоридский (1981). Вскоре после кончины митрополита Филарета (Вознесенского) (1985) был отправлен на покой. Поселился в доме одной из своих дочерей, проводя время в чтении, работе над статьями и переписке с друзьями. Скончался 24 сентября / 7 октября 1995.

Сочинения: «Корни церковной смуты»; «Единство и единственность Церкви»; «Англикане и Православная Церковь»; «Истинная соборность»; «Культура, прогресс и Церковь»; «Свобода с христианской точки зрения»; «Церковь и государство в будущей России»; «Единение или раздробление»; «Лже-православие на подъеме»; «Правда о Русской Церкви на родине и за рубежом»; «Отрицание вместо утверждения»; и др.


Архимандрит Киприан (Пыжов Кирилл Дмитриевич) (1904 - 2001)

Родился 7 января 1904 г. в Санкт-Петербурге. В возрасте пятнадцати лет был принят в Белую армию. Вместе с Белой армией отступал до Симферополя и эвакуировался в Константинополь, затем Галлиполи, и наконец в Болгарию. Здесь окончил Александровское военное училище. Позднее жил в Париже, учился в школе живописи. Вдохновившись иконописью, стал проповедником строго православного церковного искусства. В 1932 поступил в братство Преподобного Иова Почаевского в с. Ладимирове в Закарпатской Руси. Расписал там монастырский храм. В 1936 был пострижен в рясофор и наречен Киприан. В 1938 рукоположен во иеродиакона, а в 1940 – во иеромонаха. В 1946 вместе с братией переехал в США в Свято-Троицкий монастырь в г. Джорданвилль (РПЦЗ). Отец Киприан расписал собор на территории монастыря. В 1955 г. был упомянут в сане игумена, в 1964 г. и позднее – в сане архимандрита. Преподаватель Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Отец Киприан стал основателем джорданвилльской иконописной школы и его нередко именовали "иконописцем всея зарубежья". Автор множества картин и рисунков, включая рождественские и пасхальные открытки, выполненные акварелью, гуашью и маслом. Был воспитателем многих поколений семинаристов и духовником многих русских эмигрантов, монашествующих и архиереев. Скончался 20 марта / 2 апреля 2001 г. Погребен в усыпальнице за алтарем главного монастырского собора Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.

 

Митрополит Антоний (Блум Андрей Борисович, Bloom) (1914 - 2003)

Родился 19 июня в Лозанне. Сын дипломата. С 1915 жил в Персии, с 1923 – во Франции, где окончил в 1943 Медицинский факультет в Париже. 10 сентября 1939, перед уходом на фронт, тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943. Занимался медицинской практикой, участвовал в работе с молодежью. 14 ноября 1948 рукоположен в иеромонаха и в 1949 направлен на пастырское служение в Англию, где сначала работал духовным руководителем Содружества святого Албания и преподобного Сергия, а с 1 сентября 1950 назначен настоятелем лондонского прихода: сначала в храме св. апостола Филиппа в Лондоне, а затем с декабря 1956 в церкви Успения Пресвятой Богородицы. 30 ноября 1958 посвящен в сан епископа Сергиевского. В октябре 1962 – архиепископ Сурожский, а 27 января 1966 возведен в сан митрополита Сурожского и утвержден в должности Экзарха Московского Патриарха для Западной Европы. Нес это служение до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы. Скончался 4 августа в Лондоне. Похоронен на кладбище Олд Бромтон (Old Brompton).

Сочинения: «Беседы о веpе и Цеpкви»; «Молитва и жизнь»; «Таинство любви: Беседа о хpистианском бpаке»; «Войду в дом Твой...»;  «Дом Божий: Тpи беседы о Цеpкви»; «Беседы о молитве»; «Учитесь молиться»; «О слышании и делании»; и др.

 

Митрополит Виталий (Устинов Ростислав Петрович) (1910 - 2006)

Родился 18 марта в Петербурге в семье морского офицера. В возрасте 10 лет был определен в корпус, основанный в Феодосии генералом Врангелем. При отступлении Белой армии эмигрировал в Константинополь, затем в Югославию, где учился в кадетском корпусе в Белой Церкви. С 1923 во Франции. Окончил колледж в г. Ле Ман. После окончания воинской повинности (1934-1938) поступил в монастырь преп. Иова Почаевского, основанный будущим архиепископом Виталием (Максименко) в с. Ладимирове Закарпатской Руси. В 1939 пострижен в рясофор с именем Виталий, а в 1940  – в малую схиму. В 1941 был рукоположен в сан иеромонаха. После окончания Второй мировой войны занимается миссионерской деятельностью в среде русских беженцев в Берлине и Гамбурге. С 1947 по 1951 настоятель Лондонского прихода (РПЦЗ). Епископ Бразильский (1951). В 1955 переведен в Канаду. Епископ Монреальский и Канадский. Митрополит и первоиерарх РПЦЗ (9/22 января 1986). В 2001 написал прошение Синоду об уходе на покой, которое было принято, но через некоторое время аннулировал свое прошение об этом. Формально возглавлял часть РПЦЗ (именуемую иногда "РПЦЗ(в)" - "витальевцы") с центром в г. Мансонвиль (Канада). Скончался 25 сентября 2006 г. в больнице Магок в Мансонвиле.

 


Митрополит Лавр (Шкурла Василий Михайлович) (1928 - 2008)

Родился 1 января 1928 в г. Ладомирово (Чехословакия, ныне – Словакия) на Закарпатской Руси, карпаторосс. В 11-летнем возрасте вступил в братию монастыря преподобного Иова Почаевского в Ладомирово, основанного иноками Почаевской лавры, а в 1944 стал послушником монастыря. В 1946 вместе с братией переехал в США в Свято-Троицкий монастырь в г. Джорданвилль (РПЦЗ).  В 1947 году пострижен в рясофор, а в 1948 – в мантию. В 1950 рукоположен в иеродиакона, а в 1954  – в иеромонаха. С 1954 по 2001 преподавал в Свято-Троицкой семинарии догматическое богословие и каноническое право. В 1959 возведен в сан игумена, а в 1966 возведен в сан архимандрита. В 1967 хиротонисан во епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии и назначен секретарем Архиерейского Синода. С 18 июля 1976 настоятель Свято-Троицкого монастыря и управляющий Троицко-Сиракузской епархией; с 12 октября этого же года – правящий архиерей и ректор Свято-Троицкой семинарии (сменил на этих постах архиепископа Аверкия (Таушева)) и главный редактор журналов «Православная Русь», «Православная жизнь» и «Православный путь». В 1981 году возведен в сан архиепископа. На Соборе 17-27 октября 2001 избран пятым первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским. 17 мая 2007 совместно с Патриархом Алексием II (Ридигером) подписал Акт о каноническом общении между МП и РПЦЗ. Скончался 16 марта 2008 в день праздника Торжества Православия в своей келье в Джорданвилле. Погребен в усыпальнице за алтарем главного монастырского собора Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. 


* Составлено по материалам: Историко-биографический справочник "Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей"; Биографический словарь "Политические деятели России.1917"; "Религиозные деятели и писатели Русского Зарубежья" (http://zarubezhje.narod.ru/); Свободная энциклопедия «Викпедия» (http://ru.wikipedia.org); Энциклопедия Санкт-Петербурга (http://www.encspb.ru/); Библиотека Якова Кротова (http://www.krotov.info/); узел "Русское Православие" (http://www.ortho-rus.ru/); энциклопедия «Кругосвет» и др.

 

В оглавление ТРМ №11