Приложение №3

Некоторые исторические данные

о миссии Русской Православной Церкви в Китае и Маньжурии.

Жертвенной миссии Русской Православной Церкви посвящен отдельный раздел данной книги. Мы же коснемся лишь ее малоизвестных страниц истории, связанных с ее деятельностью в Азии: Китае и Манчжурии, где лишь в одном только Харбине насчитывалось 25 православных храмов и приходов. Под сводами этих соборов, обладавших хорошей акустикой звучали хоровые произведения Д.Бортнянского, П.Сиснекова, А.Гречанинова и других русских композиторов, писавших духовную музыку. Каждый год в октябре месяце в Свято-Николаевском соборе и других храмах Харбина пели полную литургию П.Н.Чайковского, отмечая этим памятную дату – годовщину смерти великого русского композитора. Духовная музыка, хоровое пение, которое звучало в православных храмах, сыграли огромную роль в сохранении национальных корней у эмигрантов.

Русских православных храмов, соборов, небольших церквей в Манчжурии, Трехречье, Шанхае, Харбине, Тяньцзине и других местах, где расселились наши соотечественники, было много. Некоторые из них были возведены как бы в компенсацию разрушенным в советской России. Например, когда в Москве снесли Иверскую часовню, в Харбине освятили ее копию. Там же, после уничтожения Храма Христа Спасителя в столице был построен самый большой храм в Харбине – Благовещенский. Особой торжественностью отличался Свято-Николаевский собор. Свидетельница тех лет, писательница Е.Тоскина вспоминала: "Не раз мне довелось бывать под его сводами. Много лет прошло с тех пор, как сейчас, помню эту атмосферу торжественной тишины и чего-то щемяще родного. При входе была медная доска с датой основания и именами строителей. Внутри традиционно, но скромно расписанный иконостас. Большая икона Николая Чудотворца… Сквозь витражи сверху пробивались разноцветные лучи света. Теплящиеся у икон лампады, мерцающие в полумраке свечи. Ощущение высоты, легкости и простора. Все дышало Россией, ее древними традициями…"

Отметим, что в Китае, в Манчжурии осели не только отдельные представители духовенства, но и целые церковные организации, Союзы, Советы, такие как: Союз ревнителей православия, во главе с А.А.Бобрыкиным, Иона-Предтеченского братства во главе с В.Н. Костюковичем, Приходских церковных советов во главе с П.Макавеевым, Центрального Военно-мусульманского братства (С.Сибирхузин), Военного православного духовенства (Салимгиреев), общество старообрядцев (И.Кудин) и другие.

В 1934 г. в Харбине при большом стечении народу был открыт Институт Святого Владимира, во главе которого стал правящий архиепископ Пелетий, а правление этого духовного учебного заведения возглавил епископ Дмитрий. Здесь же в Харбине работала духовная семинария, был образован и мужской православный монастырь. В монастыре, к слову, в 1928 г. была организована собственная типография, где печаталась разнообразная религиозная литература. Ежемесячно выходил религиозно-нравственный журнал "Хлеб небесный", пользовавшийся особым спросом у православных эмигрантов.

В 1933 г. при Иверской церкви, стараниями протоиерея Николая Вознесенского, для бедных эмигрантов была открыта народная столовая, где устраивались бесплатные обеды, кружечные сборы, лотереи, концерты, спектакли. Здесь же был организован приход для престарелых, больных, а также детей. Дети в приюте обучались ведению хозяйства. В программе обучения обязательным был Закон Божий. "Маленькими матросиками" называли харбинцы питомцев приюта, получившего название "Русский Дом" и ставший впоследствии самым популярным благотворительным учебным заведением. Он носил характер российских военно-морских училищ и кадетских корпусов. Около 100 питомцев этого учреждения воспитывались в русском национальном духе. Русские женщины, работавшие здесь, формировали у них любовь к Родине, природе, ко всему русскому. О размахе благотворительности священнослужителей Иверской церкви говорит тот факт, что с 1933 по 1942 год народной столовой этой церкви было отпущено 856054 дешевых и бесплатных обедов для малоимущих эмигрантов.

Говоря о детских благотворительных учреждениях, действовавших в Манчжурии в эти годы, нельзя не отметить общежитие "Патронат" М.Н.Юзефович, где получили воспитание 39 русских мальчиков и девочек, а также приют для девочек при женском Богородице-Владимирском монастыре. Приют был назван Ольгинским в честь княгини Ольги. В нем воспитывалось около 100 русских девочек, более половины из них были круглыми сиротами, а остальные – дети несостоятельных родителей.

Следует отметить, что, благотворительные учреждения оказывали медицинскую помощь, занимались социальными проблемами: выдавали денежные пособия на погребение умерших, помогали нуждающимся семьям, содержали одиноких вдов и стариков.

Большой популярностью в 30-40-е годы пользовалась Серафимовская народная столовая, открытая в 1933 г. при Иверской церкви по инициативе протоиерея Николая Вознесенского. Значительная поддержка столовой оказывалась путем устройства различных обедов, кружечных сборов, счастливых базаров, лотерей, концертов, спектаклей. Этой работой занимался Дамский кружок под председательством М.Г.Антипас-Метаксас. По данным столовой за все время ее существования с 9 декабря 1933 г. по 1 января 1942 г. было отпущено 370 317 платных и 143 738 бесплатных обедов, а в общей сложности 856 054 обеда.

Через год, в 1934 г. при Серафимской столовой был организован приют для престарелых, больных, а также для детей. В среднем в нем было от 18 до 32 человек. Главные расходы здесь шли на питание. Дети же в приюте обучались ведению хозяйства, с обязательным изучением Закона божьего.

Необходимо, вкратце сказать и о работе русских ученых-эмигрантов. Только в Манчжурии действовали десятки различных обществ, научных школ. Здесь проводились различные научные конференции русских академических организаций, создавались сотни крупных научных трудов, печатались журналы и сборники. Всего же, за рубежом в 30-е годы существовало 14 русских академических организаций, отделения и филиалы большинства из них были и в русском Китае. Например, Общество русских ориенталистов в Харбине, в которое входили такие видные ученые как, профессор П.В.Шкуркин, И.А.Добровольский, А.Д.Спицын, Г.А.Софоклов. Крупная школа русских синологов работала в Пекине, при Русской Духовной Миссии, в Китайском институте русского языка и литературы. В последнем трудились ученые с мировым именем Я.Я.Брандт, Н.Н.Веревкин, Н.Н.Осипов. Многогранный исследовательский поиск, тесно связанный с практикой, велся в лабораториях Харбинского сельскохозяйственного общества. Его организатором и душой был профессор Б.В.Скворцов, оставивший десятки трудов по описанию флоры и фауны Манчжурии. Общество издавало журнал "Сельское хозяйство Северной Манчжурии". В эти годы Харбин превратился в известный всему миру центр востоковедения, где работали видные исследователи. Одним из них был О.В.Стариков – доктор исторических наук, китаевед, этнограф, дешифровальщик древней письменности манчжуров. Он не только был талантливым востоковедом, но и увлеченным путешественником, натуралистом. Библиографической редкостью стала его книга "По таежным тропам". Своим учителем он считал Н.К.Рериха.

Наряду с авторитетной юридической школой, востоковедением и краеведением в русском Китае продолжала развиваться русская историческая наука.

Некоторые представления о работе русских ученых-историков в эмиграции дает библиографический журнал, "Русская книга за рубежом", издававшийся под редакцией профессора Ященко, а также библиография исторических трудов и статей, напечатанных на русском и иностранных языках с 1921 по 1926 гг. (составитель профессор А.В.Флоровский). Отметим наиболее значительные труды эмигрантов-историков. Профессор Н.И.Никифоров в 1927 г. в Харбине выпустил курс лекций по новейшей истории Западной Европы. Десятки трудов по истории культуры выпустил профессор В.А.Рязановский. Целая плеяда высококлассных историков работала в стенах Харбинского Юридического факультета и других вузах Харбина и Шанхая. В том числе профессор М.Н.Ершов, автор книг: "Восток и Запад", "Прежде и теперь", "Восток и Запад в историческом освещении", изданные в Харбине в 1935 г. Его лекции по истории культуры России и других стран пользовались неизменным успехом не только среди эмигрантской молодежи, но и среди китайских студентов. Много трудов по истории оставил известный юрист, публицист и писатель Н.В.Устрялов.

в начало книги ¬