1.1.3. Миграционные процессы и формирование Российского государства в период с IX по XVIII веков.

А теперь обрисуем историю русского народа в эпоху древнерусского государства – Киевской Руси, возникшего в IX в. в результате объединения восточнославянских племен и занявшего большую часть Восточно-Европейской равнины. (По некоторым подсчетам, в эпоху расцвета Древней Руси в ее составе было 22 разноязычных народа).

Как уже упоминалось выше, главным событием в истории русского народа стало принятие Христианства. Митрополит Анастасий писал в изгнании: «Святой князь Владимир есть подлинно величайшее явление русской истории: дело совершенное им, имеет вечное непреходящее значение не только для русского народа, но и для всей христианской Европы, с которой Россия жила уже тогда в близком общении… Благодать, озарившая св. Владимира при крещении, глубоко преобразила его душу. Она растворила его сердце прежде столь суровое и по временам жестокое - жалостию даже к разбойникам, на которых он не хотел простереть карающего меча. «Боюсь греха», - ответил он епископам на их недоуменный вопрос, почему он не хочет казнить последних. «Боюсь греха» этими двумя словами предуказывается весь дух и характер нашей государственности, в основу которой положено было глубокое христианское начало. Ими же предопределяется и нравственный облик русских государей как носителей верховной власти, которые будут руководиться в делах управления и верховного суда не столько требованиями холодного закона, не знающего понятия «греха», сколько велениями своего христианского сердца и православной совести. Христианское милосердие сделало св. Владимира истинным отцом всех бедных, больных, немощных, бесприютных. «И не могу сказать, пишет восхищенный Иаков Мних, многая его милостыня: не токмо в дому своем милостыню творяще, но и по всему граду, не в Киеви едином, но и по всей земле русской и во градех и селех везде милостыню творяше». Та же святая жалость ко всем как высшая форма любви с тех нор проникла в сердце всего нашего народа, который доныне любит «милость к падшим призывать» и считает грехом презирать даже ожесточенных преступников, называя их не иначе, как «несчастными». Ничем так не украшалась Древняя Русь, как широким русским милосердием, гостеприимством и щедростью ко всем меньшим братиям Христовым: последняя давно известна по всему миру…».

О нравственных устоях человека Киевской Руси, красноречиво говорит «Поучение» Владимира Мономаха. «Поучение» было написано Владимиром Мономахом «седя на санех», т.е. незадолго до смерти, где-то около 1117 г. «Поучение» далеко выходит за узкие семейные рамки и имеет большое общественное и духовное значение. На первый план в «Поучении» выдвигаются задачи духовного, нравственного порядка. Мономах призывает: «Первое, богу деля и душу своея, страх имеете в сердци своем и милостыню творя неоскудну, то бо есть начаток всякому добру». В соответствии с христианской моралью требует Владимир заботливого отношения к бедным: «Всего же паче убогых не забывайте, но елико могуще по силе кормите, и придайте сирот, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте силным погубити человека. Ни права, ни крива не убивайте, ни повелевайте убити его? Аще будет повине смерти, а душа не погубляйте никакоя же хрестьяны». Таким образом даже из этих небольших отрывков одного из памятников Киевской Руси, мы можем сделать вывод, что во главу всей жизни ставилась Вера, жизнь по заповедям Божьим.

Княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) и пребывание его сына Мстислава (1125-1132 гг.) в качестве князя киевского завершили существование единого Древнерусского государства. Далее начался длительный процесс его распада и наступала эпоха феодальных центров, внесшая существенные изменения в политическую, социальную и демографическую ситуацию в Восточной Европе.

В конце XIII в исторические государственные судьбы Юго-Западной и Северо-Восточной Руси разошлись на долгие столетия. Ситуация изменилась к концу XV – нач. XVI вв. В правление Ивана III и начальный период княжения Василия III происходит территориально-политическое объединение Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. Помимо ликвидации уделов представителей московского княжеского дома, в результате мирных действий или военных походов были ликвидированы Ярославское княжение (1463 г.), Новгородская феодальная республика (1478 г.), Ростовское княжение (1478 г.), Тверское княжение (1485 г.), Псковская феодальная республика (1510 г.), Рязанское княжение (1521 г.). Политические и экономические успехи позволили Ивану III завершить многовековую борьбу против ордынского гнета. Провалившееся нашествие войск властителя Большой Орды хана Ахмада в 1480 г. ознаменовало конец этой тяжкой зависимости. Этому времени характерны процессы связанные с закладкой основ российского самодержавства, расширения территории государства, укрепление его политического строя и резкого возвышение международного престижа Москвы. Фактически Иван III явился создателем Московского государства.

С конца XV в. оформляется и высший государственный орган централизованного государства – Боярская дума, ставшая законосовещательным органом при московском государстве. Заметим, что в это же время складываются атрибуты царской власти. Двуглавый орел – византийский герб становится гербом Московской Руси. Во внутренней политике государства значительная роль отводится идеологическому и духовно-нравственному обоснованию возрождения независимости и целостности многонационального государства, основой которого являлась великорусская народность, а духовным стержнем – православие.

В середине XVI в. Россия превращается в самодержавную монархию с относительно единой сеткой административно-территориального устройства, но с относительно слабым представительством сословий в центре и на местах. Однако, территориальное расширение Российского государства продолжается. В 1552 г. было завоевано Казанское ханство, а в 1556 г. – Астраханское, что привело к включению в его состав Среднего и Нижнего Поволжья.

Поражение России в Ливонской войне (1558-1583 гг.) и годы Смуты хотя и привели к заметным территориальным утратам на западе и северо-западе, подхлестнули могучий колонизаторский поток на восток. Именно с середины XVI в. усилилось складывание многонационального Российского сословно-представительского государства. Этот процесс длился на протяжении последующих столетий, охватывал Урал, Сибирь, Казахстан, южно-русские степи и Причерноморье, Кавказ и Среднюю Азию. Русское государство выходило за границы Восточно-Европейской равнины и становилось евроазиатским.

Большинство этих мероприятий связаны с личностью Ивана IV – Грозного (1533-1584 гг.). Его фигура крайне противоречива. Однако, главным результатом его почти 50-летнего пребывания на престоле явилось оформление централизованного Российского государства – царства, равного великим империям прошлого. Оно приобрело в XVI в. широкий международный авторитет, имело мощный бюрократический и военный аппарат, который лично возглавлял «всея России самодержец».

В XVII веке начинается крупномасштабное переселение русских в Сибирь. После разгрома Ермаком Сибирского ханства собственно вхождение Сибири в состав Российского государства длилось несколько десятилетий по мере его обживания русскими переселенцами. Заметим, что политика освоения новых территорий русскими не носило колонизаторского характера. Поселенцы вступали в хозяйственные связи, сами приспосабливались в своей хозяйственной практике к природным возможностям разных климатических зон, впитывали некоторые элементы культур аборигеннов.

Одновременно со стихийной миграцией в Северное Приуралье и далее в Сибирь во второй половине XVI в. началось не менее мощное движение из центральных районов страны в южнорусскую лесостепь. Причем, если в переселении северорусского крестьянства на восток политический момент – разгром Казанского ханства – послужил только импульсом, то в борьбе за южно-русские земли с Крымским ханством, а затем с Турцией, затянувшейся до конца XVIII в., организующая роль государственной власти выдвигалась на первый план.

О миграционных процессах XVI-XVII вв. наглядно свидетельствует количество проживавших в Российском государстве, подсчитанных Копаневым (верхние показатель) и Я.Е. Водарским (нижние показатели): середина XVI в. – от 6,5 до 14,5 млн, в конце XVI в. – от 7 до 15 млн, а в XVII в. – до 10,5 – 12 млн. человек (Русские. М., 1997. С. 36).

Новые государственные преобразования конца XVII- начала XVIII вв. связаны с именем Петра I (1682-1725 гг.). Петровская эпоха стала одной из ключевых, поворотных моментов в нашей национальной истории. По значимости ее можно сравнить разве только с Крещением Руси или отменой крепостного права. Важнейшей особенностью истории этого периода является установление стабильных отношений с западноевропейскими государствами. Открывается перспектива участия России в антитурецкой коалиции европейских христианских государств.

В годы правления Петра при доминирующей роли государства был осуществлен резкий скачек в хозяйственной жизни страны, последовательно проводилась политика меркантилизма в промышленности и торговле, была осуществлена финансово-денежная реформа, усовершенствовались административная и податная системы, укреплялись центральные и местные органы власти и управления, значительно расширилась законодательная деятельность государства. Особой заботой монарха являлось укрепление армии и развитие флота. В целом петровские реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а всего государства – его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. Они являлись своеобразной революцией сверху и шаг за шагом формировали в России систему абсолютной монархии.

Петровская эпоха характеризуется также кризисом «национально-религиозного идеала и имперской идеи». Это относится в первую очередь в отношении к православию. После смерти патриарха Андриана (1700) Петр уже не допустил избрание нового патриарха и назначил Стефана Яворского местоблюстителем. Такое временное состояние сохранялось вплоть до 1718 г, когда была учреждена Духовная коллегия или Святейший правительствующий Синод, который заменил собой патриаршество. Действия государственных властей, и в частности неумеренные поборы со стороны правительства, ограничивали деятельность Русской православной церкви в области распространения образования в России. В частности, в силу нехватки финансовых средств была закрыта семинария в Ростовской епархии. Такая же участь ожидала и большинство школ (из 14 открытых митрополитом Иовом) в Новгородской епархии и т.п. Резко отрицательно относился Петр к монашеству, стремясь всячески ограничить влияние монастырей. Не удивительно, что в народе создалась устойчивая легенда, что Петр – самозванец и антихрист.

Петровская политика, направленная на укрепление могущества Российского государства, часто в ущерб России и её народа, стала мощным импульсом для дальнейшего расширения Российской империи.

С XVIII в. по 80-е годы XIX в. районами русского заселения стали европейские степи (Новороссия, Нижнее Поволжье, Южное Приуралье), частично до начала XX в. таежные места Северного Приуралья, некоторые районы Северного Кавказа; продолжали осваиваться азиатские степи (в Сибири), со второй половины XIX в. – Средняя Азия и Дальний Восток.

С конца XVIII в. и в первой половине XIX в. в Россию вошли Финляндия, часть Польши, Бессарабия, некоторые районы Дунайского устья, где среди различных народов расселялись и русские. Такое расширение территории было связано с внешней политикой России того периода: войны с Турцией (1787-1791 гг.), со Швецией (1788-1790 гг.), война 1812 г. и военные действия в последующее время.

Предвосхищая вопросы нынешних сепаратистов, спекулирующих идеями «русской оккупации» заметим, что ни в средние века, ни гораздо позднее (вплоть до самого последнего времени) взаимоотношения сильных и слабых государств и народов просто не могли строиться на широко декларируемых ныне принципах мирного сосуществования, взаимного уважения, гуманизма и невмешательства во внутренние дела. В ту пору превыше всего ценились воинская доблесть и сила, а проявление миролюбия обычно воспринималось либо как лицемерие, либо как признак слабости.

Поэтому сильное в военном отношении государство неизбежно и закономерно расширялось, вбирая в себя более слабые, и так продолжалось до тех пор, пока не встречался равный или более могучий противник. Причем не следует забывать и о случаях добровольного присоединения малочисленных и слабых народов к сильному государству – с единственной целью; получить защиту от соседей. В связи с этим, интересно привести высказывание Фридриха Энгельса, отнюдь не питавшего любви к России. Но даже он, употребив для обличения «жандарма Европы» такие выражения, как «подлость» и «славянская грязь», счел необходимым отметить; «Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку… Господство России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е, т.27, С.241).

В заключении краткого обзора истории миграционных процессов и становления Древней Руси и Российской империи необходимо упомянуть и о реформах начала XX века, связанных с именем П.А. Столыпина.

Напомним, что Столыпин заняв в июле 1906 г. пост премьера, попытался в короткие сроки разрушить архаичную систему общинного землевладения, мешавшую внедрению начал частной собственности. Важнейшим звеном его аграрной реформы стала политика переселения малоземельных крестьян в Сибирь и на Дальний Восток, призванная ускорить освоение отдаленных окраин Империи. Изъявивший желание выехать из Европейской России, избавлялся на долгое время от всяких налогов. Государство помогало ему деньгами, и он получал в полную собственность участок земли в 15 гектаров, т.е., около 37 акров на душу и 45 гектаров на семью. При этом каждой семье выдавалось пособие в 200 рублей, и она перевозилась со всем имуществом за казенный счет до места поселения. В Сибири же были устроены казенные склады земледельческих машин, снабжавшие население сельскохозяйственными орудиями по крайне низким ценам.

Результатом проводимой политики стал быстрый подъем Сибирского земледелия, позволивший ввозить в европейскую Россию и вывозить за границу большое количество сельскохозяйственных продуктов, в первую очередь масла и яиц.

Кроме этого, правительство Столыпина уполномочило Государственный Крестьянский Банк скупать помещичьи земли и перепродавать их крестьянам на исключительно льготных условиях. Предоставлялся долголетний кредит, доходивший до 90 % стоимости земли при очень низком проценте (4,5 %, включая погашение). Эта мера привела к тому, что в 1914 г. более 80% пахотной земли в Европейской России оказалась в руках крестьян. В 1912 г. Государственным Крестьянским Земельным Банком было выдано до 1 168 000 000 руб. т.е. примерно, на 600 % больше, чем в 1901 г.

9 ноября 1906 г. был издан «Столыпинский Закон», позволявший крестьянину стать индивидуальным и наследственным собственником земли, которую он обрабатывал. В 1913 г. 2 миллиона семейств получили наделы. За несколько месяцев до 1-й мировой войны 13 % земель принадлежавших ранее общинам, перешли в индивидуальную собственность крестьян.

Сочетая решительные меры с реформами, Столыпин сумел прекратить террор. Однако довести начатые преобразования, воплощение которых в жизнь должны были привести Россию к экономическому буму, не удалось. Его политика была опасна как для революционеров, которым был выгоден хаос в стране, так и для придворных консерваторов, страшившихся резких перемен и влияния премьера. 1 сентября 1911 г. премьер был смертельно ранен в киевском театре 27 летним эсером, в прошлом агентом охранки Мордехаем Богровым. После гибели Столыпина аграрная реформа была спущена на тормозах и окончательно свернута с началом 1-й мировой войны.

В начало главы